К одноосновным культурам Н. Я. Данилевский относит ______ культуры.
еврейскую
римскую
романо-германскую
индийскую
Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, одноосновные культуры последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развивавшая религиозную деятельность; греческая, развившая искусство, римская – политику.
6.По мнению Н. Я. Данилевского, …
азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные
прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия
прогресс свойственен только европейской культуре
исторический процесс охватывает все страны и народы
Решение:
Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия.
7.По мнению Н. Я. Данилевского, на ранней стадии развития насильственной смертью погибли цивилизации …
мексиканская
перуанская
монгольская
кельтская
Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская, или древнесемитская; китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская; германо-романская, или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.
Тема 7: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
1.В концепции К. Юнга коллективное бессознательное …
присуще все людям
имеет культурный характер
присуще медиумам, шаманам, колдунам
основано исключительно на инстинктах
Решение:
К. Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики.
Но коллективное бессознательное, в отличие от фрейдовского Оно, не является чисто природной силой, так как имеет культурный характер, хотя и передается по наследству биологическим путем.
2.Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение …
компенсаторной функции культуры
эмоциональной сферы личности
социальных функций религии
циклического развития культур
Решение:
Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых.
3.В концепции З. Фрейда культура предстает как …
система норм и запретов, подавляющих естественные влечения
репрессивный механизм
знаково-символическая система
стена, отгораживающая человека от реальности
Решение:
В концепции З. Фрейда бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры – в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.
С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где действует психологический конфликт – бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) – защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов.
4.Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются …
подчинение науки и философии религии
преобладание сверхчувственных ценностей
утилитарная оценка действительности
ориентация на удовлетворение чувственных потребностей
Решение:
По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.
В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом.
5.В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …
оценке действительности с утилитарной точки зрения
скептицизме
поклонении Абсолюту
подчинении всех сторон жизни религии
Решение:
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.
Тема 8: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
1. Игру как критерий состояния общества рассматривал …
Й. Хейзинга
И. Кант
Л. Уайт
В. Дильтей
Решение:
В концепции Й. Хейзинги игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По его мнению, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет культуру и игру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее.
3.По мнению К. Ясперса, пробуждение духа, начало общей истории человечества связано с …
прорывом мифологического миросозерцания
великими географическими открытиями
возникновением христианства
открытием личности
Решение:
«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
В период между 800–200 гг. до н. э. возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» – это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.
4.Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает …
логического анализа
сопереживания
сочувствия
эмоциональной настроенности
Решение:
Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие.
5.Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …
К. Леви-Стросс
Л. Уайт
Э. Кассирер
Й. Хейзинга
Решение:
Второй период развития структурной антропологии (1950-1960-е гг.) связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс при анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен использует «бинарные оппозиции» (природа – культура, растительное – животное, сырое – жаренное и т.д.), а также некоторые приемы теории информации. Главным для К. Леви-Стросса является то, что правила браков, терминология родства, тотемизм и иные культурные установления представляют собой особого рода языки культуры, что в каждой из этих сфер можно увидеть обмен сообщениями, информацией (бинарные дробления содержаний, их перестановки, взаимозамещения и пр.).
6.Человека как «символическое животное» определил …
Э. Кассирер
Л. Уайт
К. Юнг
Э. Фромм
Решение:
Специфически человеческой формой деятельности, по Э. Кассереру, является символическая деятельность. Она-то и составляет основу и содержание человеческой культуры. И она же составляет сущность человека. Поэтому человека Э. Кассирер определял как animal symbolicum, что в переводе с латыни означает «символическое животное».
7.Культуру как систему вербальных и невербальных текстов исследует …
семиотика
этнография
лингвистика
семантика
Решение:
Под структурализмом понимают направление в науке, которое началось с попыток этнографического изучения культуры как системы, структурированной аналогично языку (К. Леви-Стросс) и формированием семиотики, как научного направления, изучающего человеческое поведение и сознание, культуру и искусство и пр. как систему вербальных и невербальных тестов (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Ю. М. Лотман, ранний М. Фуко).
8.Согласно В. Дильтею, природу мы объясняем, а культуру …
понимаем
анализируем
систематизируем
конструируем
Решение:
Природу, согласно, В. Дильтею, мы объясняем, а культуру понимаем. Если в современную нам культуру можно «вчувствоваться», «вжиться», открыв ее для себя через «сопереживание», то по отношению к культурам прошлого В. Дильтей, предложил воспользоваться особым методом, названным им «герменевтическим».
Тема 9: Ценности и нормы культуры
1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …
обычаем
правилом
культурной ценностью
мифологией
Решение:
Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе.
3.Под культурной нормой понимается …
правило, обязательное для исполнения социальных ролей
система запретов, установленная государством
неизменяемое и всеобщее правило
система, препятствующая свободе личности
Решение:
Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность.
4.Под ценностью понимается(-ются) …
жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям
артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения
объекты конкурентной борьбы в обществе
все то, что дорого стоит или является современным
Решение:
Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.
5.Знания в культуре складываются из …
набора значений и смыслов повседневной жизни
врожденных идей и мистических озарений
социальных и биологических инстинктов
сообщений средств массовой информации
Решение:
Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности.
6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется …
культурными ценностями
языком культуры
типами культуры
традициями
Решение:
Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями.
7.Одним из родоначальников аксиологии является …
Г. Риккерт
Л. Морган
З. Фрейд
Ч. Пирс
Решение:
Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов.
8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …
культурными нормами
мифологической картиной мира
народной культурой
образом жизни
Решение:
Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами.
Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры
1.Язык культуры описывает реальность при помощи …
формализации, метафоризации, искажения
системы художественных стилей
верификации, концептуализации, отождествления
конечных значений и смыслов
Решение:
Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках.
2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется …
символом
обычаем
обрядом
ритуалом
Решение:
Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
3.Задачей семиотики является исследование …
невербальных языков культуры
естественных языков культуры
литературного языка
языков науки
Решение:
Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 4330;