Эффективность творческого процесса

С точки зрения модели семантических сетейэффективность творческого процесса связана с комбинацией нескольких способностей:

1) к быстрому пере­бору множества вариантов связей между существующими понятиями (узлами сети);

2) к формированию открытого (дополняемого и изменяемого) списка атрибутов каких-либо явлений и или понятий;

3) к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору;

4) к формированию новых понятий (узлов); данная процедура может рассматриваться как цикли­ческий (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имею­щихся фактов и понятий, т. е. с опо­рой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

Барьеры творческого процесса

 

Ряд психологов (А. Маслоу, Л. Б. Ермолаева-Томина, Берельсон, Стейнер и др.) выделяют ряд барьеров, затрудняющие творческий процесс:

· конформизм — желание быть похожим на других; страх высказывать соб­ственное мнение, выглядеть смешным, соглашательство;

· внешняя и внутренняя цензура — сознательное или бессознательное подав­ление нетрадиционных, необычных мыслей вследствие доминирования в личности суперэго;

· ригидность мышления — стереотипность мыслей, привычка решать типовые задачи стандартным способом, что может быть результатом обучения в школе;

· импульсивность мысли — желание найти ответ немедленно, непродуманные, неадекватные решения, которые возникают при сильной мотивации;

· познавательный эгоцентризм — неспособность перейти от одной точки зре­ния к другой, менять познавательную перспективу;

· ошибочные стратегии: предпочтение существу­ющего положения, ожидание случайного озарения идеей, поиск оригинального решения ради оригинальности, безразличие к общественно значимым целям, при­способление к окружающему миру, а не стремление к его изменению;

· когда хо­рошо известное рассматривается в совершенно новом, не принятом до сих пор аспекте: привычный подход блокирует путь к другим подходам, увеличивает шанс «проглядеть» воз­можное решение проблемы.

Контрольные вопросы

1. Как Я.А.Пономарев характеризует соотношение логического и интуитивного в творческом процессе?

2. С комбинацией каких способностей связана эффективность творческого процесса с точки зрения модели семантических сетей?

3. Какие существуют барьеры, затрудняющие творческий процесс?

Литература

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способ­ностей // Психол. журн. 1995. № 5.

Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.

Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.

Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб., пособие. СПб., 2006.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1970.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Вопросы психологии. 1960. №3. С.5-11.

Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Понома­рев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19-143.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1394;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.