Что такое психологизм?
В последнее время в литературоведении и в теории журналистики возвращаются к понятию психологизма, объясняя им различные явления, связанные с особенностями построения текста и его функций. Так, А. Б. Есин выделяет три основные формы психологического изображения: суммарно-обозначающую, прямую и косвенную. В первом случае явления внутреннего мира лишь называются, во втором – детально описываются, в третьем изображение осуществляется через описание поведенческих признаков. В особую, вспомогательную форму следует выделить лишь намеки на душевные состояния и свойства героев с помощью описания окружающей их обстановки. (Есин А.Б., 2003).
В научной литературе психологизм определяется как творческий (художественный) метод, как принцип или как составляющий компонент творчества. Психологизм можно назвать как системой приемов, так и принципом, позволяющим отражать внутренние переживания героев."Психологизм - составляющая журналистского творчества, художественный метод", - активно использует это понятие в своих научных трудах М. Н. Ким. Психологизм как художественный метод применяется журналистом в художественно-публицистических жанрах. (Ким М. Н., 2002.) При анализе материалов данной группы жанров говорят о том, что они психологичны или не психологичны, раскрывая далее особенности публикаций.
Психологизм в журналистике рассматривается как «метод осмысления личности в соответствии с алгоритмами науки и одновременно эстетический принцип изображения характера, предполагающий использование системы художественных средств». Такого мнения придерживаются такие авторы, как В. М. Горохов, И. М. Дзялошинский, Г. С. Мельник, Е. И. Пронина, М. И. Стюфляева, Л. Г. Свитич. Логично рассматривать психологизм как методологическую составляющую, необходимый компонент журналистского творчества. Именно благодаря синтезу художественных и научных методов, психологической основе в творчестве становится возможным целостное видение человеческого мира.
Что же на практике при написании материала означает этот термин? Во-первых, журналист должен глубоко изучить тот материал, который он собрал и который поможет ему написать произведение. При этом он должен проявить знания человеческой психологии художественным способом (иногда достаточно наречия, междометия для этого, иногда это описание на несколько страниц и т.д.). От выбранных журналистом способов (или придуманных им) зависит его авторский стиль, позиция, а на выходе произведения - имидж.
Во-вторых, психологизм призван изображать внутренний мир человека, его переживания, мысли, чувства и т п. В журналистике это можно себе позволить не всегда, в отличии от художественной литературы. Использование автором психологизма предполагает не только знание психологии, но творческий опыт, интуицию.
Современный человек знаком с техникой чтения не одного, а разных видов сообщений. Искусство прочтения и наука понимания обычно совпадают с психологическим содержанием произведения. В средствах массовой информации такое «совпадение» чаще всего прослеживается в журналах. Психологизмкак образный ресурс сегодня используется журналистами с целью вызвать у читателя эмоции (причем не всегда продуктивные, и это говорит иногда об умении автора показать психологические стороны жизни своего героя).
Психологизм присущ, как правило, крупным журналистским произведениям. Его стилистические особенности совпадают во многом с особенностями публицистики в целом: стремление к образности, выразительности; поиск новых языковых средств; открытое выражение авторской позиции; огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления; широкое использование устоявшихся речевых оборотов.
Однако психологизм присутствует не только в языке и стиле произведения. Последние десятилетия СМИ-продукция, изготовленная без использования высоких технологий, не вызывает интереса у массового читателя – потребителя. Формы психологизма изменились. О состоянии героя можно сказать жестом, фотографией, музыкальным сопровождением, графикой и т.д. Благодаря высококачественным слайдам, фотографиям и другим формам подачи материала, происходит воздействие на читателя на невербальном уровне. Одна фотография в современном очерковом материале массового журнала может сказать о герое больше, показать его внутренний мир и внутренние переживания ярче, чем это сделает журналист на вербальном уровне.
В журнале «Караван историй» (2003-2007 гг.), например, почти все очерковые материалы сопровождаются фотографиями. Некоторые из них перекочевали на страницы журналов из старых черно-белых альбомов, но благодаря современной графике приобрели новое звучание. Часто фотографии «вкрапляются» в фотомонтаж новейшего цифрового фото стараниями дизайнеров. Фотография, как разновидность публицистического произведения, имеет и содержание, и язык, изображающий идею образа. В СМИ портрет выполняет иллюстративно- информативную функцию. Используя фото, можно представить не только внешний и внутренний облик человека, но и проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, наиболее выгодные факты его биографии, результаты деятельности.
Особенно ярко это прослеживается в публикациях постоянных рубрик современных журналов ("Биография", "Вокруг света", "Друг", "Город" и др.). Если раньше эффект узнаваемости газеты или журнала достигался одинаковым шрифтом, формой, цветом, то в последние годы к таким технологиям добавляются изображения или описания брендов, появление слоганов, сочетание цвета и размера при размещении материалов. Эти приемы несут в себе элементы якорения – самого известного приема в НЛП, который может использовать как вербальные средства, так и невербальный уровень. Например, материалы очеркового плана в журнале «Караван историй» помещаются чаще всего под рубрикой «Искусство жить», исторические очерки журнала «GEO» читатель находит в рубрике «Биография» а издание «Вокруг света» помещает рассказы и очерки в рубрике «Люди и судьбы». Читатель не только находит нужный ему материал по таким «знакам отличия», но при виде заголовка, подзаголовка, рубрики, повторяющейся из номера в номер фотографии, испытывает определенные чувства и эмоции, интерес или равнодушие к предлагаемому материалу. Эти чувства могут проявляться на неосознанном уровне в виде ощущений, и на осознанном в виде первичного анализа состояния героя. Иными словами, резюмируя вышесказанное, на наш взгляд, в современной журнальной публицистике как раз наиболее ярко проявляются те новые формы изображения человека, которых не было даже 10-20 лет назад.
Большую роль в процессе восприятия и ощущения играет узнавание,что тоже используется в психологизме. Восприятие обладает свойством избирательности, то есть легче и быстрее воспринимается то, что знакомо или даже близко. Характерной его особенностью является константность. Так, например, выражение «ворота Арктики» читатель соотносит с крайним севером, авторское словосочетание «белый рыцарь» говорит читателю об идейной принадлежности А. Колчака (по материалам журнала «GEO»). Это явление чаще всего используется в искусстве. В восприятии могут быть выделены его отдельные виды, например, восприятие пространства и времени, восприятие сложных звуков, восприятие устной речи и т. д. В журналистике последних лет наблюдается обратное явление – ломка старых установок и смена стереотипов. Так, на страницах исследуемых журналов мы нашли в подтверждение своей мысли следующие выражения (см. табл. 4):
Табл. 6. Ломка старых установок и смена стереотипов
Цитата из текста | Традиционное восприятие | Трактовка в данном тексте |
Свободное скольжение | Лед, коньки, лыжи | Новый сотовый телефон |
Некоторые любят погорячее | Название американского фильма | Рассказ о жрецах Африки – «пожирателях огня» |
Изнанка глобализма | Негативная оценка современного процесса | Нелегальная вырубка ценных пород южноамериканских деревьев |
Одним из способов проникновения во внутренний мир личности является анализ журналистом мотивационной сферы его героя (извечный вопрос зачем и почему ). В данном случае изучаются различные качества личности: степень осознания человеком собственных поступков; уровень психологической зрелости личности; динамика мотивационной структуры личности в зависимости от обстоятельств, ситуации и временного состояния психики; реакция на социально обязательные, декларируемые и пропагандируемые цели, ценности, нормы поведения, образа жизни.
Писатель Ф. Абрамов еще в 1988 году говорил о том, что «наша жизнь, сегодняшняя действительность, Россия, наконец, нуждаются в деловом человеке… «при всех душевных вывихах». «Душевные вывихи» – отсутствие доброты, сердечности, отсутствие нравственных уроков в публицистике видоизменяет социальные мотивы человека. Каким образом оценить свои и собственные поступки, как вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, что считать истинными человеческими ценностями?
Социальные и нравственные ценности мотивационной сферы не могут существовать отдельно от природы, естественной жизни, вне связи с прошлым и будущим человечества. Психологизм как изображение внутреннего мира человека показывает и жизнь человека в природе. Во многих журналах природа изображается отдельно, а человек – отдельно. «Дело в том, что исчезновение связей человека с землей, животными, с природой может обернуться серьезными последствиями… Они могут обернуться очень серьезной стороной для человеческой природы. Потому что земля, животные, общение с ними – один и главных резервуаров, из которых черпается человечность… И если исчезнут отношения любви и доброты с этой землей, животными, то неизвестно как отразится это на самой природе человеческой, и не поведет ли это к каким-то очень серьезным и непредвиденным изменениям национального характера». В вышеназванных журналах много публикаций на эту тему:
· «Огонь – самая опасная из природных стихий. Люди, постоянно имеющие с ним дело, всегда пользовались у окружающих особым уважением – от кузнецов до глотателей огня. Человек, изрыгающий клубы пламени, рискует жизнью. И публика это ценит. Клизма, полная керосина – и вы факир...» - GEO: сложнейшие отношения людей опасной профессии и природного явления показывается с позиции экставагантного развлекательного номера.
· «Знаете ли вы, что вашу кожу можно отремонтировать? ...Наш организм нуждается в регулярном «техобслуживании». Проходить его совсем несложно. Отправляйтесь к терапевту, гинекологу, дантологу... в вашей власти остановить время. (соблюдать) гармонию природы и биотехнологий. (посещать) оазис красоты и комфорт..» - Glamour: обсуждение серьезной проблемы оторванности делового человека от естественного мира природы как попытка заменить общечеловеческие ценности суррогатами советов.
Принцип психологизма позволяет не только раскрыть внутренний мира героя, дать психологические или жизненные советы, но и преподнести наглядные уроки нравственности. Доброта, сердечность, порядочность, гражданский долг становятся лишь высокими словами. В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». В процессе жизни человек приобретает различные характерологические черты, которые становятся его отличительными свойствами. Психологи определяют характер как часть структуры личности, в которую входят черты, постоянно проявляющиеся в различных видах деятельности. Каждый человек в течение своей жизни приобретает особое сочетание черт и благодаря этому он наилучшим образом приспосабливается к внешнему миру. Именно в ситуации приспособления или сопротивления проявляется направленность личности.
Традиционные, прежние представления о человеке уходят в прошлое, и вместе с тем символика этого представления остается в современных публикациях. Публикация об актере Э.Куинне в журнале "Караван историй" - в духе психологических портретов журнальных публикаций. Однако читатель осознает, что личность актера не может не быть «несовременной», потому что традиционные жизненные события и действия, свойственные человеку всех времен, накладываются на историческое время – конец ХХ века.
«Всю жизнь Энтони Куинн искал свое место в мире. В это бесконечное путешествие он отправился еще в детстве, когда сбежал из родительского дома... Однажды на светском приеме он познакомился с королевой Греции и купил у нее сто акров земли на острове Родос за 50 000 долларов. Потратил больше миллиона на обустройство участка, так как надеялся осесть здесь навсегда. Но греческое правительство запретило иностранцу строить дом на Родосе... Разочарованный Куинн вернулся в Америку...»
Жизнь и творчество актера распадается на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, которые тоже обусловлены реалиями нашего века. Однако философские воззрения самого героя, его переживания представляются читателю далеко не самыми главными. Поиск смысла жизни проходит под воздействием социума, и кажется, что именно социум является доминирующим в жизни Энтони Куинна. Знаменитый актер и богатый человек, герой даже по самым современным меркам достигший успеха в деньгах, любви, славе, признании – оказывается потерянным в силу потери идентичности. В конце жизни он ощущает себя вечным пилигримом – это соответствует духу журнала. А далее автор очеркарассказывает о переживаниях своего героя, связанных с этническими особенностями существования.
«На родине его тоже никогда не принимали за своего. «Что это за фамилия – Куинн? – спрашивали мексиканцы. – Вот звали бы тебя Гонсалес, например...» В Америке в нем всегда видели эмигранта, думали: он индеец, грек, араб или филиппинец... Долгое время Энтони чувствовал себя изгоем, потом стал назвать себя человеком мира, у которого нет национальности, который забыл о своих корнях... Теперь, на 82 году жизни, он понял, что наконец обрел себя, теперь пора построить настоящий дом, семью и ... успокоиться. Тем более, что рядом Кэти – женщина, которую он искал всю свою жизнь...» - Н. Рыбинская. В поисках Девы Марии / Караван историй. 2003. № 2. С. 74.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1837;