Интуиция и вдохновение
Еще в начале прошлого века русский ученый Б.А.Лезин, рассуждая о процессе художественного творчества, делил его на три стадии: труда, бессознательной работы и вдохновения. Он считал несправедливым то, что некоторые выдающиеся мыслители слишком большое значение придают интуиции. Сами творцы говорят о значительном объеме материала, с которым они имеют дело. Он требует существенных затрат сил и времени. Труд, в ходе которого накапливается информация, необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору типичного, «но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение – это «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода. (Лезин Б.А.,1907, с. 296).
Исследователь и теоретик писательского творчества В.П.Полонский отмечал, что в переписке Ф.М. Достоевского можно найти много замечаний о процессе его творчества. Вот что, например, узнаем мы о том, как писал он «Бесы». Начав роман в конце 1869 года, Достоевский рассчитывал окончить его к июлю 1870 года. Расчет оказался неверным. «Весь год я только рвал и переиначивал, - сообщает он Н.Н. Страхову из Дрездена 2 (14) декабря 1870 года. - Я исписал такие груды бумаги, что потерял даже систему для справок с записанным. Не менее десяти раз я изменял весь план и писал всю первую часть снова. Два-три месяца назад я был в отчаянии». Роман получал вид неудовлетворный. И лишь после нескольких месяцев неудач («никогда никакая вещь не стоила мне большего труда») Достоевский стал овладевать замыслом. «Вначале,- сообщал он Н.Н. Страхову 9 (21) октября 1870 года,- то есть еще в конце прошлого года, я смотрел на эту вещь, как на вымученную, как на сочиненную, смотрел свысока. Потом посетило меня вдохновение настоящее, я вдруг полюбил вещь, схватился за нее обеими руками - давай черкать написанное».
Почему же «посетило его вдохновение настоящее»? И откуда явилось оно? Слетело с неба? Пробудилось от сна? Витало где-то вне его сознания, в воздухе, а потом «вдруг» взяло его и осенило? Совершенно очевидно, что причина «вдохновения», особого «душевною подъема», «восторга», «окрыленности» есть результат предшествовавших усилий. Это тот эффект, который сопровождает успешную работу чувств и мыслей». <...>
«Вдохновенье» есть психическое состояние, появляющееся всегда, когда создаются благоприятнейшие внутренние и внешние условия для творческого акта. Оно поэтому нужно как в поэзии, так и в геометрии. И опять вспомним Пушкина: «Вдохновенье есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных».
Такое психическое состояние есть «эффект», но не причина, не «источник» творческих удач. Только тогда разряжается энергия в творческом акте, когда она была «накоплена» заранее, когда были обеспечены внутренние условия, благоприятствующие разряду. <...>
Попытка отождествить «вдохновенье» с «интуицией», приписать «вдохновенью» особую силу «творить» помимо сознания и вне сознания, наделить его магической силой, в которой кроется «тайна искусства», - такая попытка означает упорное желание некоторых наших художников и «теоретиков» морочить головы доверчивой молодежи. Она реакционна, эта попытка, ибо открывает двери той «мистической интуиции», которая является старым и непримиримым врагом всякого научного, то есть объективного, понимания художественного творчества и самого искусства.
Вдохновенье - спутник подлинного творчества, но не причина его, не особая сила, нисходящая на главу поэта, и не «талант», которым одних природа награждает, других лишает. Вдохновенье - особое состояние сознания, возникающее во время творческого акта. Последний может начаться и без него. Именно поэтому И. С. Тургенев, которому нельзя отказать в известном авторитете по интересующему нас поводу, советовал: «Что же касается до труда, то без него, без упорной работы всякий художник останется дилетантом; нечего тут ждать так называемых благодатных минут вдохновения; придет оно — тем лучше, а нет — все-таки работать надо» и т.д.(Полонский В.,1934. С.105-106).
Контрольные вопросы
1. В чем сущность теорий бессознательной работы?
2. Что М.Вертгеймер считает центральным звеном творчества?
3. Что является кульминацией интуитивного творческого процесса?
4. Какие формы неосознанной творческой активности мозга выделяются исследователями?
5. Что является источником интуиции?
6. Каковы общие компоненты имеются у инсайта и интуиции?
7. Какие есть типы интуиции и как они характеризуются?
8. В чем разница понятий «интуиция» и «эвристика»?
Литература
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. № 5.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики. СПб., 2009.
ДункерК. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978.
Кармин А.С. Типология интуиции//Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С.25-27.
Кармин А.С. Интуиция и бессознательное. Бессознательное. Тбилиси. 1978. Т.3.С.90-97.
Кривошеев В.М. В творческой лаборатории журналиста: учеб.-практ. пособие для студентов вузов/сост. и общ. ред. В.М.Кривошеева. М., 2010.
Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Пг., 1923.
Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли: Вопросы теории и психологии творчества. Харьков. 1907. Т.1.
Лук А.Н. Концептуальная матрица века // Психология процессов художественного творчества. - Л., 1980.
Мазманян М.А. Роль вдохновения в процессе осуществления художественного замысла автора: Конференция по проблеме способностей: Тезисы докладов. Л., 1960. С.75-77.
Микалко М. Тренинг интуиции. СПб., 2001.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Екатеринбург. 2002.
Полонский В. Сознание и творчество. Л., 1934.
Пономарев Я.А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
Прохоров Е.П. Исследуя журналистику : теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 "Журналитика". М., 2004.
Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967.
Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологию 1990. №1. С. 164-168.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003. №4. С.133-143.
Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1998, №4. С.123-132.
Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.
Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. СПб., 2011.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1776;