Определение науки и естествознания как отрасли науки
Прежде чем говорить о естествознании как о науке, рассмотрим этимологию русского слова «наука». «На» - приставка. «Ука» - на славянском языке обозначает «учение». Таким образом, «наука» буквально означает «научение». В большинстве же европейских языков синоним нашего слова наука обозначается латинским словом «scientia», что в переводе означает «знание». Видно, что дать однозначное научное толкование этого понятия и понятия самой науки — задача многотрудная, если не сказать вечная.
В широком смысле слова наука есть:
- во-первых, форма общественного сознания,
- во-вторых, сфера человеческой деятельности,
- в-третьих, система социальных институтов (здесь институты понимаются как элементы социальной структуры общества, но не как учебные заведения).
В данном учебном курсе нас должен более всего интересовать первый аспект определения науки, т. е. ее интеллектуальная форма, которая непосредственно связана и с определением естествознания. Именно естествознание — это система представлений и понятий о явлениях, естественно существующих в реальном мире. Казалось бы, привычное для нас слово понятно и просто, но оно необыкновенно глубоко по смыслу, философично. Буквально по-гречески – это учение о бытии. Из старославянского языка «естьство» - сущность, бытие. Тоже получается «знание о бытии». Хотя некоторые словари определяют «естествознание» как естественную историю.
Теперь о сути самой науки как отрасли культуры. Ее основная функция — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат — сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира (синтез научных теорий). Наука также есть обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Система наук в современную эпоху (начало XXI века) условно делится на:
v естественные (есте́ственные нау́ки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений (физика, химия, биология, география, геология, астрономия),
v общественные (социальные) (общественные науки, социальные науки — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности) (археология, психология, педагогическая наука, история и др.),
v гуманитарные (гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности) (психология, философия, этика, журналистика, культурология и др.),
v технические науки (технические науки — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (архитектура, информатика, космонавтика, машиностроение и др.).
Зародившись в древнем мире, в античные времена, в основном в Западной Европе, в странах Средиземноморья, наука, как отрасль культуры и духовности, начала складываться с 16-17 веков (с наступлением Нового времени). В ходе исторического развития наука превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное, иногда решающее, влияние на все сферы жизни общества и культуры в целом.
Ход исторического развития науки позволяет констатировать, что объем научного знания и научной деятельности удваивается с 17 до середины 20 века каждые 10-15 лет, а последние 50 лет за каждые 7-8 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников и т. д.). Неоднократно изменялась структура, принципы познания, категории и методы, а также форма организации науки, формировалась ее философия.
Неоднократно изменилось и определение самой науки. Наука, в западном ее варианте, стала формироваться в 16-17 веках, прежде всего, усилиями англичанина Френсиса Бэкона и француза Рене Декарта. Они, развивая логическую и методологическую линии величайшего античного эллина Аристотеля и средневекового мыслителя Роджера Бэкона, ввели в науку основополагающие для того времени методы (буквально с греческого methodos — путь к чему-либо) индукции и дедукции. Эти методы были обоснованы как основной инструмент познания, а наука — как средство покорения природы. Эксперимент был ими указан как главный прием научного исследования или испытания природы.
Стиль мышления в науке, со времен Бэкона и Декарта, Браге и Кеплера, Коперника и Бруно, Галилея и Ньютона, характеризуется:
1) опорой на эксперимент (наблюдение, в астрономии),
2) господством аналитического (математического) подхода, направляющего мышление на поиск простейших первоэлементов реальности. С другой стороны, наука соединяет в себе чувственность с рациональностью. Это позволяет дать более полное и точное, но не окончательное, определение науки: наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или/и математическом доказательстве.
Итак, естествознание – учение о бытии. Философское понятие бытия включает в себя природу, общество и человека.
Человек с позиций объективного бытия интересен как мыслящее существо, обладающее сознанием. Сознание изучается психологией, а формы правильного мышления — логикой, созданной в Древней Греции Аристотелем. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием, естественными науками. Фундаментальные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля и планеты, Солнечной системы, галактики, Вселенная.
Математика занимает особое место среди наук, впрямую не относится к естественным наукам, но является главным инструментом мышления ученых-естественников.
Таким образом, исходя из приведенной классификации наук и их сути, можно утверждать, что естествознание — это совокупность наук, создающих теории, гипотезы, которые затем подвергаются эмпирической проверке, т.о. создаются эмпирические обобщения, описывающих природные явления, которые воспринимаются нашими органами чувств и описываются разумом (рационально). Это позволяет ввести основной принцип естествознания: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Опыт — критерий истины в естествознании, науке о природе в широком смысле слова. Естествознание общезначимо, т. е. дает истину пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно всегда рассматривалось в качестве эталона объективности. От технических наук естествознание отличается направленностью на познание, а не на преобразование мира, а от математики тем, что исследует природные, естественно существующие, а не мыслимые, знаковые системы.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1242;