Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
Как мы видим, методов много, все они разные, не понятно какие из них более или менее эффективны в данном случае. Данные проблемы решаются такой областью знаний, которая называется методологией. Итак, методология изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания. По своей сущности и общенаучности, методология есть предмет философии науки, а не естествознания как отдельной отрасли науки. Мы ограничимся тремя принципиально отличающимися концепциями в философии науки: концепциями Карла Поппера, Томаса Куна и Имре Лакатоса.
Австрийский философ Карл Поппер: центральным положением его подхода является концепция фальсификации. Суть ее состоит в том, что никакие эксперименты и сколько бы их не было, никогда не смогут установить истинность какого-либо научного положения. Проводимые эксперименты могут лишь ее не опровергнуть, до поры до времени. Если научные теории проживают попытки их опровергнуть, то они пока истинны. До поры до времени, поскольку лишь ненаучные положения не могут быть опровергнуты.
Другой подход к философии науки американский историк и философ науки Томас Кун: вводит понятие парадигмы, научного сообщества, нормальной науки, научной революции. Эти понятия составляют ядро куновской модели функционирования и развития науки. В какой-то момент времени у сообщества есть некоторая парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств. Ученые в своей работе имеют дело уже со сложившимися моделями, действуют в рамках сложившегося образца. Их исследования, базирующиеся на исследованиях прошлого и принятыми обществом, называется нормальной наукой. Примеры парадигм нормальной науки: «Математика» Аристотеля, «Химия» Лавуазье, «Математические начала натуральной философии» Ньютона – как фундамент классического естествознания.
Однако открываются новые факты и аномалии, которые не могут быть объяснены терминами принятой парадигмы. Возникают кризисы ------ теории усложняются, становятся неудовлетворительными ------- значит, ошибка лежит в фундаменте старой парадигмы ------ модификации парадигмы ------ ученые ищут ответы -------- всплывает нечто принципиально новое ------ научная революция ------- именно они двигатель развития науки (А по Попперу подтверждение теории экспериментальными данными). Новая парадигма, новая нормальная наука, должна быть достаточно оригинальной, чтоб найти приверженцев и объяснять многие задачи.
Английский философ Имре Лакатос, венгр по происхождению, – иной подход к философии науки: в истории общества одна научно-исследовательская программа сменяет другую. Программа исследований включает в себя 2 основные части:
1. Жесткий базовый стержень (твердое ядро) (аналог нормальной науки у Куна).
2. Положительная эвристическая компонента. Она как бы ограждает ядро, предвидит и преодолевает появляющиеся аномалии в соответствии с заранее разработанным планом. Если она не справляется, то программа исследований может быть отвергнута, а новая должна уметь объяснять все тоже, что и старая, а также новые факты, которая старая предсказать не может.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1152;