Цивилизации бронзового века
Эпоха бронзы знаменовалась началом внедрения металлических, изготовленных ремесленниками орудий труда во все основные сферы производства. С этого времени рост производительности труда начинает определяться усовершенствованием орудий труда. Но стоит отметить, что в бронзовом веке орудия труда из медных сплавов в большинстве тех регионов, где они уже были известны, вовсе не преобладали в сельскохозяйственном производстве и не определяли продуктивность последнего. Его эффективность, как и в энеолитическое время, по-прежнему зависела в основном от возможностей организационных усовершенствований в соответствии с конкретными природными условиями отдельных регионов. Вместе с тем появление бронзового оружия и новых, характерных для этого времени военно-транспортных средств (легкие колесницы, быстроходные килевые морские корабли), при широком применении тягловой силы лошадей, обусловило развитие даннических форм эксплуатации.
В бронзовом веке раннегосударственные образования охватывали обширную Восточносредиземноморско-Переднеазиатскую зону с прилегающими регионами, включая некоторые области Иранского плато, Нубию и Южную Аравию. Возможно, дальнейшие исследования позволят сделать вывод о становлении в это время раннегосударственных социальных организмов в отдельных областях Западного Средиземноморья, Центральной Азии (кроме уже известных Южнотуркменской цивилизации Алтын-Депе и несколько более поздней цивилизации Джаркутана на юге Узбекистана) и Закавказья. Сложившиеся в этом огромном регионе в конце III—II тыс. до н. э. раннеклассовые общества так или иначе были связаны с древнейшими энеолитическими цивилизациями долин великих рек, являясь их отдаленной (Минойский Крит и Киклады, Алтын-Депе и Джаркутан, Сабейские царства Йемена), ближней (города-государства Ханаана, Финикии, Сирии и Анатолии) или внутренней (Нубия, частично Северная Месопотамия) периферией.
Несколько иная картина наблюдается в Восточной Азии, где в этот период формируются и развиваются многочисленные предклассовые общества, среди которых с середины II тыс. до н. э. в качестве цивилизационного центра выделяется Шан-Иньское раннеполитическое объединение в бассейне Хуанхэ. С этого момента Северный Китай по темпам развития явно опережает более южные рисоводческие общества, чей выход на уровень цивилизации связан294 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
уже с эпохой освоения черной металлургии. Сказанное позволяет рассматривать северокитайское общество бронзового века как самостоятельный очаг цивилизационного развития. В его становлении, как показал Л.С. Васильев, существеннейшую роль сыграл импульс со стороны скотоводческих индоевропейских племен зоны евразийских степей, владевших конной боевой колесницей и имевших развитое бронзолитейное производство.
Становление раннегосударственных социальных организмов в Восточном Средиземноморье и предгорьях Передней Азии в ряде моментов было сходным с аналогичным процессом в долинах великих рек засушливого пояса. Они появляются в виде номовых городов-государств, социальная знать которых, обладающая правом власти-собственности на все материальные и трудовые ресурсы коллектива, осуществляет организацию производства и перераспределения материальных благ.
Во внутренних областях Малой Азии, в Северной Сирии и предгорьях Загро-са, создание систем искусственного орошения не имело столь решающего значения в подъеме продуктивности сельскохозяйственного производства, как в долинах Нила, Тигра и Евфрата. В Эгеиде и на финикийском побережье потребность в нем вообще не ощущалась. Более важную роль имело создание четкой системы специализации и редистрибуции в рамках складывавшихся раннегосударственных организмов. Но и здесь возможность увеличения производительности труда за счет усовершенствования его организации достаточно быстро исчерпывалась. Выход на новый уровень развития производительных сил мог быть осуществлен при внедрении металлических орудий и обеспечении экономической автономии отдельных домохозяйств, главы которых могли бы самостоятельно распоряжаться частью произведенного ими прибавочного продукта.
Однако в эпоху бронзового века производство металлических орудий труда, вооружения и транспортных средств было невозможно вне дворцово-госу-дарственного сектора экономики. Только государство, распоряжавшееся благодаря своему праву власти-собственности и редистрибуции общественным прибавочным продуктом, было способно наладить доставку или (при наличии соответствующих месторождений на собственной территории) добычу необходимого для цветной металлургии сырья. Как отмечалось, высокая себестоимость бронзовых изделий препятствовала их широкому внедрению в сельскохозяйственное производство, продуктивность которого, соответственно, не возрастала. К тому же господство редистрибутивного принципа циркуляции прибавочного продукта не стимулировало появления личной заинтересованности работников в повышении производительности труда.
Поэтому при ограниченности внутренних возможностей экономического роста военные лидеры стремились обогатиться за счет соседей. При прочих равных условиях в борьбе побеждал тот, кто располагал более совершенным вооружением и транспортными средствами, что, в конечном итоге, определялось развитостью металлургической базы.
Невозможность интенсификации производства при неодинаковой технической оснащенности и привела к возникновению в Передней Азии милитаризированных государств бронзового века. Более сильные раннеполитические центры подчиняют соседей и возглавляют крупные государственные образования. В их рамках господствовала даннически-редистрибутивная эксплуатация зависимых городов-государств со стороны господствующего ядра, тогда как в каждом изДревние цивилизации
подобного рода автономных компонентов сложного социального организма осуществлялась хозяйственно-редистрибутивная эксплуатация непосредственных производителей представителями местных органов власти и управления.
Типичным примером военнизированного государства как сложного раннеклассового социального организма бронзового века является Хеттское царство.Во главе его стоял царь, под властью которого находились правители некогда самостоятельных городов-государств, сохраняющих внутреннюю автономию. Члены аристократических семей были связаны с царем клятвой личной верности и за свои заслуги получали во владение отдельные общины. Большая часть земельного фонда была занята общинами, непосредственно подчиненными царской администрации. Наряду с явно преобладавшим государственно-общинным секгором существовал и государственно-дворцовый, а также связанный с ним храмовый. Дворцовое хозяйство как редистрибутивный центр областного или общегосударственного значения обеспечивало снабжение данного общества необходимым сырьем и ремесленными изделиями. На дворцовых и храмовых землях селили пленников, получавших наделы и фактически подвергавшихся крепостнической эксплуатации.
Г.А. Меликишвили убедительно показал, что позднехеттское общество, наряду с чертами, характерными для так называемого "восточного феодализма" (ведущее положение государственной собственности на землю, крепостническая эксплуатация со стороны государства ведущих мелкое натуральное хозяйство общинников), имело и некоторые признаки "западного феодализма" (высокий удельный вес военного сословия в составе господствующего класса, наличие вассальных отношений, существование крупной земельной аристократии). К близким выводам пришел и Дж. Г. Маккуин, по мнению которого на территории Малой Азии элементы феодального строя были заложены еще в хеттское время.
Складывающиеся позднее на территории Западной Азии государства, в частности Индийское царство и Ахеменидский Иран, в основных своих чертах сходны с описываемой моделью. Появлению военных государств на территории Иранского плато (уже в эпоху раннежелезного века) способствовало то обстоятельство, что мидийцы и персы, располагая военным превосходством, в то же время представляли собой слабодифференцированные общества и могли составить эксплуататорское ядро создаваемого ими сложного социального организма. И в дальнейшем инициаторами образования подобного рода военных империй на Ближнем и Среднем Востоке выступали аналогичные слабодифференцированные общества арабов, монголов, турок и других народов, выходящих на уровень классовых отношений.
Переход к железному веку значительно снизил роль государственно-дворцового сектора в экономической жизни ближневосточно-переднеазиатских обществ, с одной стороны, и способствовал некоторому росту производительности труда — с другой. Однако в большинстве областей Западной Азии, удаленных от средиземноморского побережья, из-за потребности в искусственном орошении и в силу целого ряда причин не могла возникнуть система экономически самостоятельных домохозяйств. Каждая новая группа завоевателей, а с начала II тыс. и рабов-военнослужащих, мамелюков, захватывая власть, прежде всего нуждалась в регулярном поступлении в казну налогов и спокойствии подданных. Для таких целей прекрасно подходила налаженная со времен Ахе-менидов административно-бюрократическая система.I
296 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
По мере развития частной торговли и работающего на запросы рынка ремесла уже к середине I тыс. до н. э. редистрибутивная система перерождается в обычный налоговый аппарат, обеспечивающий, при сохранении верховной государственной собственности на землю, эксплуатацию непосредственных производителей власть имущими. Кроме того, периодически получает достаточно широкое распространение практика земельных пожалований государственным служащим, арендаторство, признание завоевателями прав на владение отдельными областями за представителями старых, попавших в вассальную зависимость династий и т. д. Все это в полной мере соответствует восточному типу сословно-классового общества, в основе которого, как отмечалось, лежит государственно-частновладельческая система экономики, а ведущей формой эксплуатации является изымание ренты-налога у непосредственных производителей со стороны государства или лица, которому государство полностью или частично уступило соответствующие права. В последнем случае мы сталкиваемся с тем феноменом, который традиционно называется феодализмом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что и в истории раннеклассовых обществ Передней Азии (при всем их социокультурном разнообразии), возникающих в эпоху бронзового века, выделяются три этапа.
Первый связан с процессом становления городов-государств, типологически во многом сходных с теми, которые характерны для энеолитических цивилизаций.
На втором этапе, по мере усиления некоторых из них за счет успехов в металлургии и освоении новых боевых и транспортных средств, возникают раннеклассовые военные государства как сложные социальные организмы, в ь основе которых лежит даннически-редистрибутивная эксплуатация центром р вассально зависимых областей.
На третьем этапе, по мере перехода к использованию железных орудий труда, развитию частной торговли, перерождению редистрибутивной системы в налоговый аппарат, при помощи которого сословие власть имущих изымает fc ренту-налог у непосредственных мелких производителей, раннеклассовое об- • щество перерождается в сословие-классовое.
Подобным образом, но на иных социокультурных основаниях происходило | становление и первоначальное развитие эксплуататорского общества в Север- г ном Китае, представленного ранней цивилизацией Шан-Инь. К середине II тыс. до н. э. по берегам Хуанхэ и ее притоков формируются первые предклассовые социальные организмы номового типа, становление которых связано не только с собственно хозяйственно-редистрибутивными потребностями, но и (подобно другим случаям) с ростом народонаселения, борьбой за ресурсы, обострением военно-политической ситуации. Широкое развитие получают крупномасштабные коллективные работы, вызванные не столько потребностью в орошении, сколько борьбой с разливами рек. Бронза была известна, однако из нее изготовляли оружие, ритуальную утварь, некоторые детали колесниц и ремесленные инструменты, тогда как сельскохозяйственный инвентарь по-прежнему выделывался из камня, дерева и кости.
Вместе с тем рост производства за счет организационных усовершенствований был весьма ограничен, а при суровом климате со снежными зимами требовалось намного больше трудовых затрат для обеспечения существования каждой семьи, чем на Ближнем Востоке или в Мезоамерике. Поэтому в каждом отдельном социальном организме объем прибавочного продукта был
IДревние цивилизации__________________________________________________ 297
относительно невелик. Раннеклассовые отношения могли формироваться лишь по мере создания сложного социального организма. Такое ранне-политическое объединение возникло на севере Китая к XIII в. до н. э.
Как и в других раннеклассовых обществах, в долине Хуанхэ эпохи бронзового века прослеживается дуализм государственно-дворцового и государственно-общинного секторов. Дворцовые земли, в отличие от Шумера, но так же, как и в Мезоамерике, обрабатывались не лишенными средств производства подневольными работниками, а рядовыми общинниками, отбывавшими на полях правителя-вана своего рода "барщину". Продукция с коллективно обрабатываемых полей шла на содержание двора, государственного аппарата и всех слоев, оторванных от земледельческого труда, в том числе и работавших на удовлетворение дворцовых запросов ремесленников.
Объем сосредоточивавшихся в редистрибутивном центре средств, поступавших не только с "полей вана", но и включавших рентные поступления от общин, дани от зависимых периферийных обществ и т. п., определял военное могущество государства, основанного на относительной многочисленности, технической оснащенности и боевой выучке регулярных войск, костяк которых (как и в западноазиатских государствах бронзового века) составляли колесницы. Оружие, боевое снаряжение и колесницы, как и в Хеттском и аналогичных ему ближневосточных царствах, производились в государственных мастерских.
Рост военного могущества Шан-Иньского цивилизационного центра вел к усилению его давления на ближнюю периферию. В результате там начинают складываться крупные социальные организмы, постепенно осваивающие брон-золитейное производство и тактику боя на колесницах. Иньцы теряют монополию на бронзовое оружие и колесницы, а возможности внутреннего социально-экономического развития, как и во всех остальных раннеклассовых обществах бронзового века, вскоре исчерпываются. В конечном итоге, периферийные правители перенимают военную инициативу и в 1027 г. до н. э. чжоусский князь, вассал иньского царя, побеждает своего сюзерена. Наступает эпоха Чжоу.
Подчинив наиболее развитые районы Китая по течению Хуанхэ, чжоусцы, ощущая себя меньшинством среди подчиненного населения, консолидируются в сплоченную, иерархически организованную военно-политическую структуру, на вершине которой находился правитель-ван. Ваны выделяют в управление своим родственникам и доверенным лицам более-менее автономные в хозяйственном отношении области, как правило, утверждают в этих правах их детей и фактически санкционируют появление династий местных, удельных правителей. В числе последних оказываются и представители подчинявшихся ранее иньцам, но добровольно признавших власть победителей аристократических родов. Постепенно княжеские династии на местах все более укрепляются. Особенно это проявилось после событий 771 г. до н. э., когда чжоусский ван под ударами варварских племен оставил свой разоренный домен и переселился в центральную область страны. Его потомки, сохраняя номинальный авторитет верховных правителей, уже не имели реальной власти в масштабах всей страны.
Подобного рода политическое развитие было неразрывно связано с укреплением социальной иерархии, неотделимой от иерархии владельческих прав на землю. Как отмечают Л.С. Васильев, В.М. Крюков и другие ученые, в таких условиях принадлежность человека к определенной социальной группе проявлялась в совокупности материальных благ, которыми он мог пользоваться, тогда как298 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
структура таких социальных групп была непосредственно связана с системой землевладения и землепользования. Вся земля Поднебесной номинально считалась принадлежащей вану, который жаловал наследственные владения высшему слою аристократии, а те, в свою очередь, наделяли землей представителей нижеследующего ранга и т. д. Поэтому обрабатываемая крестьянами земля реально не являлась чьей-либо частной собственностью, но права на доходы от нее имели представители различных иерархически соподчиненных социальных слоев — от княжеских династий и самого вана до рядовых общинников.
Подобное положение в какой-либо средневековой стране обычно называют не иначе как феодальным. Поэтому трудно не согласиться с Л.С. Васильевым, приводящим детальную систему доказательств феодального характера удельной системы чжоусского времени и отмечающим, что никогда в истории Китая феодальная структура не заявляла о себе столь громко и явственно, как это было в VIII—VI вв. до н. э. Какие же причины обусловили столь необычное на первый взгляд развитие Китая первой половины I тыс. до н. э.?
Как отмечалось^ на стадии Шан-Иньской цивилизации развитие производительных сил обеспечивалось, в первую очередь, за счет усовершенствования организации и перераспределения материальных благ, причем бронза из-за дороговизны в сельскохозяйственной сфере практически не применялась. С первой половины I тыс. до н. э. в Китае все шире использовались металлические орудия труда. Усиливается производственная самостоятельность отдельных домохозяйств в рамках общин. Если ранее для экономического обеспечения существования раннеклассовой надстройки требовалась централизованная редистрибуция материальных благ в масштабах огромного региона — бассейна Хуанхэ и ее притоков, то на следующем этапе, по мере развития металлургии, в каждом удельном княжестве можно было произвести достаточное количество прибавочного сельскохозяйственного продукта, средств производства и предметов вооружения.
В ходе разгорающейся междоусобной борьбы из 35 относительно крупных княжеств VIII в. до н. э. к середине III в. до н. э. складываются восемь довольно больших царств. Соответственно, господствовавшая в первой половине I тыс. до н. э. система землевладения, связанная с иерархией социальных групп и владельческих прав, трансформируется в сторону укрепления государственного суверенитета над всей подвластной ему территорией при возрастающей экономической самостоятельности отдельных домохозяйств. Основной формой эксплуатации является изымание ренты-налога у непосредственных производителей при последующем его перераспределении между представителями государственной власти, в соответствии с занимаемым рангом (исключая ту часть прибавочного продукта, которая расходуется на удовлетворение общественных нужд).
Новый этап в социально-экономическом развитии древнекитайского общества был связан с широким распространением в середине I тыс. до н. э. орудий из железа, с преодолением натурального хозяйства, составлявшего экономическую основу политической системы "чжоусского феодализма". Отменяются наследственные привилегии и владельческие права титулованной аристократии. Весь земельный фонд переходит под контроль государства. На уровне самих производителей узаконивается право отчуждения земельных участков, что, естественно, приводит к появлению прослойки относительно крупных землевладельцев, с одной стороны, и арендаторов — с другой.Древние цивилизации___________________________________________________299
Однако в массе своей население Китая, вплоть до начала XX в., состояло из мелких крестьянских семей, не порывающих связи с общиной и ведущих хозяйство (как правило, слабо связанное с городским рынком) собственными силами. Как видим, в истории Китая раннеклассовое общество возникает практически сразу в виде "военного государства". При отсутствии ведущей роли орошаемого земледелия во многих районах увеличение производительности труда за счет усовершенствования орудий труда при усиливавшемся разложении общегосударственной редистрибутивной системы обеспечило развитие системы вассально-иерархических отношений, связанной с полным господством натурального хозяйства.
Следующий этап, характеризующийся развитием товарно-рыночных, частнособственнических отношений и территориально-административной системы управления, знаменовался появлением централизованных государственных образований. В итоге на территории Китая второй половины I тыс. до н. э. сложилась социально-экономическая система, аналогичная той, которая приблизительно в то же самое время утверждалась в Передней Азии (как в областях возникновения древнейших ирригационных цивилизаций энеолитического времени, так и в тех регионах, где становление раннеклассовых отношений завершилось в эпоху бронзового века). В обоих случаях она просуществовала без принципиальных изменений до столкновения с европейским капитализмом.
Третьим значительным регионом становления и развития раннеклассовых социальных организмов эпохи бронзы является Эгеида, где известна Крито-Микенская цивилизацяII тыс. до н. э. В начале следующего тысячелетия на ее руинах складывается и расцветает уникальная Античная цивилизация. Причины и пути специфического развития древнегреческого общества архаического периода будут рассмотены ниже, а сейчас остановимся только на характеристике раннеклассовых социальных организмов Крито-Микенс-кой цивилизации как типичных военно-политических объединений эпохи бронзы, типологически сходных с Хеттским, Митаннийским, Шан-Иньским или Раннечжоусским царствами.
Сопоставляя археологические материалы с данными античной традиции о "царстве Миноса", можно предположить, что на Крите, очевидно в связи с обострением положения на юге Греции, к началу II тыс. до н. э. складывается союз трех городов-государств номового типа — Малий, Фе*ста и Кносса под главенством последнего. Владея боевыми кораблями нового типа, критяне устанавливают безраздельное господство на море, подчиняя население островов Эгейского моря и даже отдельных областей материковой Греции, собирая дань с более слабых в военном отношении соседей. Такая система даннической эксплуатации в рамках сложного социального организма при развитии хозяйственно-редист-рибутивных дворцовых систем на местах соответствует модели военного государства анатолийского или шан-иньского образца. Отличие состоит лишь в том, что основой боевого могущества малоазийских и переднеазиатских держав или северокитайского государства бронзового века были колесницы, а минойское господство над прибрежными областями Эгеиды определялось силой флота (так называемая критская талассократия). Впрочем, колесницы были известны и критянам — на острове найдены мастерские, где они изготовлялись.
Под мощным стимулирующим воздействием Крита и на той же социально-экономической основе дворцовой редистрибутивной экономики при некото-300 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
рой автономии общин во второй четверти II тыс. до н. э. складываются и раннеклассовые социальные организмы материковой Греции. Возможно, как о том можно судить по мифам, в их возникновении немалую роль сыграли выходцы из Малой Азии. Угроза со стороны критян была настолько серьезной, что основные ахейские центры — Микены, Тиринф, Аргос, Пилос, Орхомен и др. — возводились на некотором расстоянии от моря. Это способствовало политической консолидации и централизации (в рамках небольших социальных организмов) хозяйственной жизни, одним из важнейших звеньев которой становится производство военного снаряжения.
Итак, если минойская система складывалась в ходе почти не затронутого внешними воздействиями внутреннего развития, то сложение дворцово-ре-дистрибутивных центров ахейских городов-государств, как и всей иерархической политической структуры Микенской Греции, явно стимулировалось внешними обстоятельствами. Поэтому можно принять высказанное Г.А. Ко-шеленко предположение, что если на Крите сложилась теократическая форма монархии (подобно древнейшим номам Египта, Шумера и Мезоамерики, от которых по организации социально-экономической жизни минойское общество едва ли существенно отличалось), то для материковой Греции была характерна монархия со значительной ролью военной аристократии, близкая к хеттскому образцу.
Но при всех различиях общим в характере социальных организмов Миной-ского Крита и Ахейской Греции было то, что в их системе основную роль в организации экономической жизни играли дворцовые хозяйства. В них было сосредоточено как изготовление предметов роскоши, так и (что особенно важно) изготовление металлических орудий труда и оружия. Через посредство дворцового хозяйства происходило и распределение орудий труда.
При этом, как показала Г.Ф. Полякова, в Ахейской Греции развитие земельных отношений шло по пути становления и укрепления не частновладельческих хозяйств индивидов в ущерб прав общины, но по пути становления и укрепления прав государства (дворца) на землю, причем дворец, судя по документам Пилосского архива, выступает верховным владельцем земли всех категорий. Аналогичным образом ремесло и внешняя торговля всецело находились в руках государства. Дворцовая администрация контролировала все сферы жизнедеятельности крито-микенского общества, ведала организацией рабочей силы, выдачей продовольствия и материалов, организацией военного дела, наблюдением за землей поселений, организацией податной системы, учетом запланированных и реальных поступлений. Те же функции государственно-дворцовая система в эпоху бронзового века выполняла и в других городах-государствах Восточного Средиземноморья: в Трое, Угарите и др.
Как видим, восточносредиземноморские города-государства эпохи бронзы, в хозяйстве которых ирригация не играла существенного значения или даже вовсе отсутствовала, на определенном этапе достигли расцвета раннеклассовых отношений, связанного с утверждением административного и редистрибу-тивного господства дворцово-государственного сектора над государственно-общинным. Это повсеместно приводило к глобальному социально-экономическому кризису раннеклассовых отношений при последующем переходе к сослов-но-классовой (по терминологии В.П. Илюшечкина) системе, характерной для эпохи осевого времени и последующих столетий.Древние цивилизации___________________________________________________301
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 2634;