Предопределенность или свобода выбора?
Неразумно бояться того, что неизбежно.
Публилий
Люди всех культур во все времена сталкивались с этой проблемой, с этими двумя подходами к жизни: все ли предопределено или мы можем каким-то способом изменить ход вещей - силой нашей воли, наших желаний, наших стремлений, преодоленных нами опасностей и ошибок?
Все известные нам культуры и народы задавались таким вопросом; с этим были связаны даже определенные божества. Все народы интуитивно чувствовали, что далеко за пределами проявленного, даже выше любого персонифицированного божества, существует таинственный принцип Судьбы. В древнем индийском пантеоне также есть Божество, выходящее за пределы любого рационального, интеллектуального понимания. То же самое мы встречаем в пантеонах Древней Америки и Древнего Китая. Всегда упоминается высшее Божество без имени и атрибутов, представляющее неумолимую Судьбу.
Существует ли на самом деле такая Судьба, неумолимая и непреклонная? Существует ли какой-нибудь способ жить в согласии с этой Судьбой? Или можно сказать, что Судьбы не существует и есть только свободная воля, благодаря которой мы и только мы создаем свою собственную судьбу? Ответить на этот вопрос очень трудно, так как всегда можно привести примеры в пользу и того, и другого подхода. Когда слушаешь некоторые из них, даже становится страшно.
Недавно в Англии обнаружили книгу под названием "Титаник", написанную малоизвестным писателем где-то в 1890 году. В этой книге говорится об огромном лайнере, который размерами превосходил все корабли той эпохи и весил около шестидесяти тысяч тонн; он назывался "Титаник".
Во время своего первого торжественного плавания, отправляясь из Англии в Нью-Йорк, этот корабль принял на борт более двух тысяч человек. За день до прибытия в порт назначения, он столкнулся с айсбергом, серьезно повредившим его, и затонул. На все сигналы тревоги и просьбы о помощи, которые он посылал сразу после аварии, практически никто не обратил внимания и не пришел на помощь - так сильна была всеобщая убежденность в том, что подобный корабль неуничтожим. В результате погибло много людей, это было самое серьезное крушение в истории мореплавания.
Через 20 лет после выхода книги история, описанная в ней, точь-в-точь повторилась в реальности. Как можно объяснить подобное? Как, откуда этот неизвестный нам писатель мог узнать о том, что произойдет 20 лет спустя? И вообще, как получается, что иногда те ситуации, которые должны произойти, уже до этого, заранее заявляют о себе, проявляясь для людей в символической форме?
Истинным ученикам, которые из жизни в жизнь на своем ученическом пути дают обет служения на благо людей, при изучении астрологии запрещается вычислять дату своей смерти. Кто владеет истинным знанием астрологии, вычислить собственные "точки смерти" не представляет труда, он никогда не делает этого.
Геродот рассказывает историю одного принца, который приказал удалить из своего королевства все повозки, запретив также любым повозкам из соседних государств пересекать границы его владений. Он сделал это, так как один прорицатель предсказал, что причиной его смерти станет повозка. В королевстве произошел государственный переворот, и один из восставших принцев убил властителя, пронзив его мечом в сердце, когда тот восседал на троне. Последнее, что увидел умирающий, была рукоять меча с выгравированной на ней повозкой, символом королевского дома, к которому принадлежал убийца.
Все эти близкие по смыслу истории, рассказанные разными людьми, приводят нас к мысли о том, что существует Предопредель-енность, неумолимая Судьба, которой подвластны все вещи и явления. В индийской философии говорится о Дхармане - Законе, управляющем Вселенной и всеми ее обитателями; она также учит, что существует Садхана - смысл жизни и предопределенный путь, на протяжении которого этот смысл проявляется. Она утверждает, что существует Карма - закон действия (акции) и реакции.
Индусы представляли Дхарму как широкий путь, по которому нужно идти; его никому не избежать. Философы Индии говорили, что свобода выбора состоит в том, чтобы идти по этой стезе быстрее или медленнее. Каждый раз, когда мы слишком сильно отходим от пути и бьемся о его края, мы страдаем, мы чувствуем боль, и эта боль пробуж-дает в нас осознание того, что нужно возвращаться к центру пути.
Внутри каждого из нас живет маленький голос, тот голос Совести, который в Гималаях называли Голосом Нади; он направляет нас по пути, рассказывает, что мы должны делать, и помогает разобраться, хорошо или плохо то, что мы уже совершили. Но обычно мы его не слышим - в основном потому, что у нас нет привычки обращать на него внимание.
Мы забываем, что это голос Бога в нас самих, голос нашей бессмертной Души, нашего Высшего "Я", нечто самое священное и таинственное, что мы имеем. Этот внутренний голос подсказывает нам, в чем состоит наш собственный путь, вплетающийся в Великий Путь, в Великую Предопределенность, которая проявляется во всем [61].
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 355;