СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Социально-педагогические задачи, а также функции специалиста, работающего в этой сфере, технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе «человек-среда»[77]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).
«Проблемное поле» социальной педагогики включает в себя: непризнание ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство), социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации, неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная самооценка. Суть этих проблем – разлад между личностью и ближайшим значимым для нее окружением – школьным коллективом, семьей, неформальной группой и т.д.
Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько личность – носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор усилий – не «подключить» ребенка к социуму, а наоборот, социум «приблизить» к личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).
Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя социально-педагогических проблем – личность, так и социальную среду, порождающую их.
Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной профессии, ее сверхзадачей – содействовать реализации социальных прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, социальной среды «обитания человека», от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической ориентацией можно отнести следующее:
– социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии;
– посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие социального педагога посредством различных техник в социально-психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды;
– функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения;
– коммуникативную функцию – восстановление позитивных, развивающих отношений между девиантами и социально-культурной средой;
Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности социального педагога. Она включает:
– компенсаторную функцию – создание дополнительных условий для творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает владение социальным педагогом различными видами социально-культурного творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов и жанров искусства;
– социально-культурную функцию, которая является одной из основных в функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении определенного рода проблем – социально-культурных, которые в отличие от социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально-культурные проблемы – это несоответствие объективного положения дел и нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности, несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни.
Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или неблагополучие как проблему.
Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога вторичный характер (задачи – средства).
Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения – второй.
Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные технологии использования социально-культурной деятельности в решении социально-психологических проблем (мы их уже называли – артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой и ориентированных на решение социально-психологических и социально-культурных проблем.
Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и социально-психологическая среда – ее социальное окружение, которое в результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых других. Суть социальной педагогики – “приблизить” социум к личности, сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др.
Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные выше проблемы.
При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста культурологической направленности акценты меняются противоположным образом – социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до технологических приемов) является в данном случае факультативной, она реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная общность.
Объект и предмет прикладной культурологии определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами социально-культурной практики. Специфика объектной области и своеобразие исследовательского метода прикладной культурологии заключаются в том, что она, опираясь на методологическую базу теоретической культурологии, включает в актуальное пространство своих исследований все многообразие эмпирических проявлений культуры “здесь и теперь”.
В этой связи теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:
Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом уровнях – в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);
Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектная организация культурной деятельности оказывается возможной и наиболее эффективной – в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного регулирования.
Рассматривая личность как субъекта культурной жизни, прикладная культурология выявляет закономерности, условия, проблемы и противоречия формирования и развития человека как творения и творца культуры, которые в дальнейшем могут быть использованы в разработке развивающих культурных технологий и практик.
На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.
На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» – среды становления и развития человека.
Третья группа задач включает разработку теоретических оснований и принципов использования различных культурных практик (т.е. видов и способов культуротворческой и человекотворческий деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности: в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности. Как известно, нравственность, духовность как сущностные атрибуты и характеристики человеческого бытия никогда не даются в виде окончательной “формулы”, которая подлежит усвоению каждой эпохой без изменений – они должны непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего, становиться составной частью “живой” культуры, что является одной из актуальнейших задач прикладной культурологии.
Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с другой – содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно обусловлены – они задаются представлением о норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации субъектом – профессионалом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например, «проблемное поле» прикладной культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым использованием педагогического потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих культурную инфраструктуру и др.[78]
Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной деятельности специалиста культурологической направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями не социально-психологических, а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне – определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом – задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное «культурное пространство» как естественную среду становления и развития человека.
Таким образом, объектом проектной деятельности в профессиях культурологического профиля могут выступать:
Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности – создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом);
Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности);
В-третьих, сферы жизнедеятельности личности – образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности соответствующих учреждений или создание новых).
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 1198;