Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе.
Рассмотрим виды и формы девиантного поведения.
Преступность
Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т.е. накладывают своеобразное государственное «клеймо» на человека, объявляя его преступником. Иногда социологи выделяют в девиантнном делинквентное поведение, понимая под последним преступность.
Измеряют делинквентность количеством преступлений или количеством осужденных граждан на сто тысяч населения. Последнее называется уровнем преступности.
Уровень преступности в стране зависит не только от качества совершаемых преступлений, но и от работы правоохранительных органов, суровости или «мягкости» законов, переживаемого обществом исторического периода (нормальное развитие, застой, экономический кризис, война, политическая нестабильность, неурожай и т.д.)
Общая тенденция в мире - постоянный рост уровня преступности. Эта тенденция характерна и для России. В 70-х г.г. XIX века число осужденных было 55-65 тысяч человек в год, в 80-х оно возросло до 70-100 тысяч, в 90-х - до 110-120 тысяч, в 1912г превысило 175 тысяч человек. В Советской России преступность возрастала таким образом:
Таблица 5.
Число (тыс. чел.) | Год |
В современной России преступность еще возросла. Так в 1990г. было совершено 1839 тыс. преступлений, в 1995г - 2755 тыс. Затем произошла стабилизация, и в 1998г. было зарегистрировано 2581 тысяча преступлений.
Кроме того, существует неучтенная, скрытая, т.н. латентная преступность.
Но значительный общий рост числа преступлений не влечет за собой такие же темпы прироста количества осужденных. Так в период 1970-1996г.г. число преступлений в России выросло в 3,6 раза, а число осужденных - в 2 раза.
Правоохранительные органы и общественность России особенно беспокоит рост тяжких преступлений. Так уровень убийств за последние 10 лет вырос почти в 3 раза, грабежей - в 2.5 раза, тяжких телесных повреждений - на 40%.
Каков социально-демографический состав современных российских преступников? Доля женщин на протяжении последних десяти лет колеблется от 11 до 21%. Доля подростков 14-17 лет тоже меняется от 12 до 17,7%, а доля молодых людей 18-29 лет более или менее стабильно составляет 38-41%. Если дифференцировать преступников по профессиональному признаку, то среди них больше всего рабочих, но их доля постоянно снижается за счет уменьшения общего числа рабочих (см.таблицу 6).
Таблица 6
1987год | 1997 год | |
Рабочие | 53,5 | 26,7 |
Служащие | 12,9 | 3,4 |
Колхозники | 5,2 | 2,7 |
Фермеры | - | 2,7 |
Учащиеся | 10,0 | 6,0 |
Студенты | - | 1,0 |
Предприниматели | - | 1,7 |
Безработные | - | 5,9 |
Лица БОМЖ | 11,8 | 54,2 |
Резко выросла среди преступников доля бомжей в первую очередь за счет увеличения их общего количества. Количество преступлений в различных социально-демографических группах определяют такие факторы, как уровень образования, воспитания, общей культуры.
Важным показателем при анализе преступности выступают семейные отношения. Именно они во многом определяют возможность или невозможность девиантного поведения в будущем. Имеет значение и прочность связей в социальной группе и степень ответственности за родных, детей, сослуживцев. Именно сознание ответственности и забота близких людей часто удерживают человека от преступления.
Особенно опасна в современном обществе организованная преступность. Общее число преступных устойчивых группировок в России достигает 200 тысяч. Они контролируют рынки, производственные структуры, депутатов, банки, участвуют в хищении оружия с военных складов, отмывании «грязных» денег, совершают убийства, похищения людей, осуществляют грабежи, шантажи, насилие, угрозы. Наиболее известны в нашей стране татарские (Казань, Набережные Челны, Альметьевск), подмосковные (Солнцево, Подольск), тамбовские, чеченские, ростовские и др. преступные группировки. Организованная преступность обладает огромными финансовыми средствами, из которых в каждой криминальной организации создается касса, фонд (т.н. «общак»), который служит для финансового обеспечения совершения преступлений, подкупа милиции и администрации, помощи осужденным подельникам и их семьям, закупки оружия, наркотиков, алкоголя. Часть «общака» вкладывается в бизнес.
Некоторые преступники - девианты находят в себе силы порвать с преступным миром, другие же становятся профессиональными преступниками, «ворами в законе». Это наиболее опасная часть девиантов. Именно они становятся рецидивистами, именно они определяют социальный климат в преступной среде как на «свободе», так и в «зоне».
«Воровской закон», т.е. ценности и нормы закоренелых преступников, особая воровская субкультура, включающая криминальную иерархию, особый жаргон, (блатной сленг или «феня»), стал складываться с начала XVIII века в связи с подъемом промышленности, ростом городов, новыми социальными отношениями как в обществе в целом, так и в преступной среде. В XIX веке преступники-профессионалы, разорвавшие связи с деревенской общиной или городской родней, получили прозвище «Иваны, родства не помнящие». Так их называли в полиции за их обычный ответ: «не помню» на вопросы о происхождении, местожительстве, родственных связях. Постепенно наиболее авторитетных преступников, принявших «воровской закон» стали называть «Иванами». Иерархия проявляется не только в конкретной преступной группировке, но и дифференцирует «профессии», специализации преступников. Наиболее высоко в преступном мире XIX века ценились карточные шулеры, мошенники и фальшивомонетчики. Они составляли элиту «воровского закона». Несколько ниже в иерархии стояли воры-карманники, воры по сейфам -«медвежатники» (взломщики) и шниферы (подбиратели кодов и ключей). Значительно ниже в воровской иерархии стояли грабители и особенно убийцы, нарушившие заповеди божии: «не укради», «не убий», покусившиеся на человеческую жизнь. Отдельной, хотя и многочисленной группой стояли бродяги, попрошайки, мелкие воришки. Они составляли нижний слой преступной среды. Кроме того, место в воровской иерархии определялось еще физической силой, умением дать отпор нескольким соперникам.
В современной России наиболее «уважаемыми» в преступной среде «зоны» считаются «воры в законе», «авторитеты» организованной преступности, обладающие большими связями на «воле», умеющие разрешать конфликты среди осужденных и решать проблемы взаимоотношений последних с тюремной администрацией. Таких «авторитетов» называют «паханами» - это высший статус в воровской среде. У «пахана» обычно имеется несколько ближайших подручных, которых он рекрутирует среди «воров в законе» и которые всегда готовы восстановить «воровской закон» и поддержать требования «пахана». Наиболее авторитетные «воры в законе» образуют «сход» - собрание, решающее важнейшие или спорные вопросы взаимоотношений и поведения заключенных. Чтобы стать вором в законе следует пройти процедуру «коронации», т.е. приема на «сходке», когда от очередного кандидата требуется полный отчет о своей воровской биографии и поручительство за него кого-либо из авторитетов. Если по объективным причинам (служба в армии, членство в партии, молодежной организации) очередной кандидат не получает звание «вор в законе», ему может быть присвоен менее высокий статус - «положенец». Еще менее низким статусом обладают т.н. «шестерки» мелкие провокаторы и информаторы «пахана». Далее идут непрофессиональные преступники - «мужики». В зоне по воровскому «закону» положено работать только «мужикам»; «воры в законе» должны всячески уклоняться от работы и какого-либо сотрудничества с администрацией. Самый низкий статус в «зоне» имеют т.н. «опущенные», служащие объектами сексуальных домогательств «воров в законе».
Современные социологи и криминалисты считают полное искоренение преступности невозможным, ибо ее генерирует не только социальная среда, но и биологическая и психологическая природа криминальных типов людей. Отсюда главная задача государства - удержать преступность на удовлетворительном для общества уровне.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 654;