Коммунитаристская программа
Каким образом коммунитаристы предполагают сочетать два, казалось бы, противоречащих друг другу принципа – индивидуальной автономии и общественного единения?
Социальный порядок, в понимании коммунитариев, требует моральной парадигмы, в пределах которой задан комплекс разделяемых обществом норм и ценностей. Идеологи коммунитарного порядка противопоставляют его порядку, основанному преимущественно на принуждении (тоталитарные общества), так и либеральному порядку, поддерживаемому экономическим стимулированием. «Хорошее общество, – настаивают коммунитарии, – требует такого порядка, который увязан с нравственными ценностями его членов».
Общие нравственные нормы могут выполнять скрепляющую социум функцию лишь только в том случае, если они не будут навязываться сверху или, тем более, внедряться насильственно. Нормативный порядок может состояться тогда, когда большинство граждан верят в принятые в обществе нормы, убеждены в их справедливости, а не просто вынуждены им подчиняться. Таким образом, снимается противоречие индивидуального и общественного.
Близка к коммунитарной идее нормативного порядка концепция «доверия» Ф.Фукуямы. В понимании Фукуямы доверие – это не просто доверие членов общества к социальным институтам и друг к другу. Это еще и некий общественный климат, который определяет социально-политическое и экономическое состояние общества, а также его потенциал.
Коммунитаристы отстаивают точку зрения, в соответствии с которой совершенствование личности есть основа перестройки общества. Однако они решительно подчеркивают, что самосовершенствование личности может обеспечить улучшение общества лишь при условии действия индивида через посредство социальных групп.
Наиболее действенным средством против разъединения являются коммюнити – посреднические органы между индивидами и государством. Развитие низовых самоуправляющихся сообществ представляет собой альтернативу, как централизованному бюрократическому государству, так и превращению его в неуправляемый анархический конгломерат.
Программные установки коммунитаристов определяют и характер отношений коммюнити и государства. Они предполагают автономию коммюнити и невмешательство в их внутренние дела, за исключением чрезвычайных обстоятельств, применительно к которым вмешательство должно строго регламентироваться законодательством. К таким обстоятельствам, помимо стихийных бедствий, эпидемии и т.п., отнесены и нарушения общегосударственных законов – это должно оградить индивида от злоупотреблений со стороны лиц и групп, занимающих лидирующие позиции в коммюнити, и обеспечить защиту прав личности.
Средством против потенциальной угрозы группового сепаратизма, с которым может быть сопряжено развитие автономных коммюнити, призван служить набор базовых демократических ценностей, разделяемых всеми коммюнити. Ценности каждой коммюнити не наносят ущерба единству общества, пока не вступают в противоречие с базовыми ценностями.
Приверженцы коммунитарного порядка ограничивают общественные ценности лишь комплексом базовых добродетелей и гарантируют право на различия по большинству нормативных вопросов. Этим они принципиально отличаются от социальных консерваторов с их пропагандой унитарныхобщественных ценностей. «Если индивидуалисты уходят от вопроса о нравственности, – замечает А.Этциони, – то социальные консерваторы нравственность монополизируют».
Экономические проекты коммунитариев определяются критикой либеральных принципов рыночного детерминизма, поощряющих индивидуалистические черты общества и тем самым способствующих дезинтеграционным процессам. С этих позиций они подвергают критике как рейганизм, так и концепцию государства всеобщего благосостояния, указывая на то, что обе эти экономические парадигмы основаны на принципе индивидуального успеха. Их программа – создание государственной системы поощрения социальной ответственности бизнеса.
Пафос экономических воззрений коммунитаристов заключается в отрицании распространенного в современной западной экономической науке убеждения в самодостаточности экономических законов для хозяйственного развития. Они настаивают на том, что решающее значение для успешного развития экономики имеют факторы, лежащие за ее пределами, в частности, такой культурно-ценностный фактор, как уровень доверия в обществе.
Критика экономической ситуации на Западе и современной экономической науки тесно увязана в доктринах коммунитариев и их единомышленников с экологической проблематикой. «Экономическая наука, – констатирует А. Гор, – не видит, а тем более не может оценить всего того, из чего состоит наш мир... В ее расчетах не учитывается ценность того, что трудно купить иди продать: чистой воды и свежего воздуха, красоты гор и лесов с разнообразнейшей флорой и фауной».
По мнению коммунитариев, в основе экологических проблем лежит порочный принцип сиюминутной выгоды, определяющий приоритеты экономической системы капитализма. Это особенно отрицательно сказывается на результатах экономической политики Запада по отношению к развивающимся странам.
В целом идеологи коммунитаризма разделяют достаточно известный набор гуманистических ценностей: демократия участия, ограничение количественных показателей экономического роста, международная экологическая и политическая безопасность и т.д. Однако они расставляют свои особые акценты. Вводя понятие социальной экологии (подразумевая под этим формирование оптимальной для индивида социальной среды), они доказывают, что путь к решению основных, стоящих перед обществом проблем пролегает через развитие интеграционных и коммунитарных процессов на основе коллективистских отношений. Концепция социальной экологии применяется коммунитариями не только к микрообществам, но к целым странам и даже в глобальном масштабе.
С позиций социальной экологии определяются и принципы международных отношений. Взаимозависимость современного мира, считают коммунитарии, увеличивает непродуктивность и возможную катастрофичность силовых решений. Соглашаясь с распространенным утверждением о растущей значимости культурно-цивилизационных различий, они возражают против выводов таких авторов, как С.Хантингтон, который предлагает воздвигнуть защитный барьер между Западом и Востоком (куда он включает не только мусульманский, но и православный мир) для спасения западной христианской цивилизации. Коммунитарии выражают сомнение в том, что цивилизационные различия неизбежно ведут к катастрофическим конфликтам. Напротив, они не исключают возможного взаимообогащения различных культур.
Инструментарием достижения своих целей коммунитарии считают воспитание, образование, просветительскую работу и в первую очередь общественный диалог как средство консенсуса.
Программа коммунитаризма, безусловно, носит утопические черты. Ее авторы признают, что их идеи могут показаться утопичными. Вместе с тем коммунитаризм улавливает и артикулирует общественные императивы. Не случайно книги его идеологов становятся бестселлерами. Они стали частью политической философии Б.Клинтона, А. Гора и их единомышленников и были использованы в предвыборных платформах демократов в 1992 и 1996 гг.
Коммунитарии дистанцируются от традиционных идеологических размежеваний, претендуя на свой оригинальный путь и независимость от всяких идеологических клише. Однако по ряду признаков, как-то коллективистские ориентации, перфекционистский взгляд на человеческую природу, критика либеральных принципов рыночного детерминизма, принцип межцивилизационного и культурного межрасового диалога и ряду других, коммунитаризм, думается, можно квалифицировать как одну из современных модификаций левой идеи и на этом основании вписать в меняющееся пространство левой политической культуры.
Амитай Этциони стал создателем коммунитаристского движения в начале 1990-х и основал Коммунитарную Сеть – некоммерческую организацию для распространения идей движения, для поддержки моральных, социальных и политических оснований общества. В его работах подчеркивается значимость для всех обществ тщательного выстраивания баланса между правами и обязанностями, самостоятельностью и порядком. Его работы посвящены социальным проблемам современной демократии, в них он отстаивает коммунитарность как своего рода компенсацию чрезмерному индивидуализму.
Коммунитаристская Ассоциация издаёт свой журнал, именуемый «The Responsive Community». Журнал публикует популяризованные версии академических дискуссий о коммунитаризме, так же как и статьи в поддержку более конкретных мер государственной политики. Ассоциация также имеет свой вебсайт (http://communitariannetwork.org/), ассоциированный с Институтом коммунитаристских исследований государственной политики в университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, штат Колумбия). Вебсайт содержит обширные библиографии, работы студентов, материалы для преподавателей, программы курсов и ссылки на сайты коммунитаристских организаций в других странах.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1. В чем причины востребованности парадигмы коммунитаризма?
2. Каковы центральные идеи коммунитаризма?
3. Как соотносятся индивидуализм и коллективизм в коммунитаризме?
4. В чем позитивная роль идеологии коммунитаризма?
5. Какие положения либерализма подвергаются критике коммунитаризмом?
6.Какова позиция идеологии коммунитаризма в решении проблем международных отношений?
7. Какую роль в проектах переустройства общества отводят коммунитаристы морали?
8. В чем вы видите утопизм идеологии коммунитаризма?
Литература:
1. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -- 476 с. (С. 258-327).
2. Сирота Н. М. Идеологии и идеологические течения : Классическое наследие и современность. — 2009. — 167 с. (С.161-164).
3. Баранов Н. Политические идеологии. Коммунитаризм. Интернет-ресурс.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 827;