Глобализация и исламский мир
На рубеже XX-XXI вв. исламский мир оказался в центре глобализационных процессов, все больше разворачивающихся на планете и последовательно сменяющих свой научно-технический характер на социально-политический. После событий 11 сентября 2001 г. дело дошло даже до прямого военного вмешательства со стороны США и их союзников с целью, как заявлял Белый Дом, демократизации исламского мира и формирования `Нового Ближнего Востока`.
Однако глобализационные процессы не ограничиваются вышесказанным. Глобализация, будучи объективным процессом, стимулирует и порождает в исламском мире самые разные тенденции, в том числе вполне конструктивные. Эти трансформации представляют особый интерес, т.к. они не только серьезно меняют картину исламского мира, но и оказывают влияние на формирующийся международный порядок.
Только сейчас понятие исламского мира напрочь оторвалось от географического измерения. Именно благодаря глобализации исламский мир стал не столько сообществом стран зоны распространения мусульманской религии, сколько экстерриториальным наднациональным социально-культурным и религиозно-политическим феноменом, который подает заявку на серьезное участие в делах мира.
Под воздействием глобализационых процессов формируется новая транснациональная идентичность мусульман и вытекающая из нее идеология. Сейчас почти в любой точке исламского мира можно встретить эдаких `новых мусульман`. Их сознание характеризуется глобальностью и неприятием `народных`, патриархальных и архаичных форм исповедания религии. Они настроены на критическое осмысление собственного и общечеловеческого наследия, в равной мере будучи хорошо осведомленными и том, и о другом. Их задача - переформатировать идеологическую базу исламского мира, предложив оригинальные пути модернизации. Эта категория людей может внести существенный вклад в изменение лица мусульманских стран и диаспор в XXI в.
В то же время выходящие на лидирующие позиции в исламском мире мусульманские диаспоры стран Запада, которые появились и развились благодаря глобализационным процессам, демонстрируют способность сформулировать адекватный ответ Ислама на современные вызовы. Эта среда представлена достаточно большим количеством (по крайней мере, по сравнению со странами зоны распространения Ислама) высокообразованных в соответствии с западными стандартами активных мусульман, знакомыми с реалиями жизни на Западе и способными критически осмыслить с позиций Ислама наследие западной культуры и философии. Если для иммигрантов `первой волны` наиболее значимыми были экономические вопросы, то для их детей и внуков характерен повышенный интерес к вопросам веры и идентичности, языку, культурному наследию.
Сегодня эти меньшинства активно действуют в сфере образования, в местной администрации, имеют свои СМИ. Мечети и молитвенные места, число которых постоянно растет, играют роль не только религиозных, но и общественно-политических центров, организуя курсы языка, оказывая юридическую помощь и, самое главное, выступая центрами коммуникации.
К традиционным центрам зоны распространения Ислама в лице некоторых арабских государств, Ирана и Пакистана добавляются также мусульманские страны Юго-Восточной Азии (особенно тут можно выделить Малайзию), увеличившие свой вес за счет экономического участия в процессах глобализации. Под воздействием и в результате глобализационных процессов не исключена и активизация региональной интеграции арабо-мусульманского мира, усиление голоса тюрко-мусульманского мира, российской мусульманской общины, а также общая интеграция исламского мира на новых, пока едва различимых принципах.
При этом, важно заметить, что новая интеграция стран распространения Ислама может обрести союзника в лице многочисленных мусульманских диаспор, прежде всего, базирующихся на Западе. А это позволит усилить роль всего исламского мира в общепланетарном конфликтном сотрудничестве ведущих акторов глобальной политики, в результате которого сегодня формируется новый международный порядок. Потенциально исламский мир имеет шанс обрести ряд важных преимуществ: он может одновременно действовать в межгосударственной сфере (через государства, населенные мусульманами), в идеологической области (через систему исламских международных неправительственных организаций, движений, общин, диаспор и проч.), в духовно-религиозной сфере (через сети мечетей и исламских духовно-просветительских центров). Сюда же можно добавить то, что мусульманские диаспоры сегодня представлены практически во всех странах мира.
Важно и то, что, наряду с давлением, активизировалась геополитическая борьба за звание `лучшего друга Ислама`. Очевидно, что все без исключения мировые центры силы хотели бы заручиться поддержкой стран зоны распространения Ислама в обостряющейся конкуренции на мировой арене.
Отрадно, что и в России осознали важность активизации политики в данном направлении. За последнее время Москва сделала целый ряд шагов в сторону исламского мира, направленных на восстановление своего влияния в регионе. Как наиболее важные шаги можно отметить: получение статуса наблюдателя в Организации Исламская Конференция, создание ряда инвестиционных проектов с мусульманскими странами, возобновление экономических связей на Ближнем Востоке, приглашение лидеров ХАМАС в Москву. Россия сегодня прямо отмечает необходимость участия мусульманских стран в построении многополярного мира и важность повышения роли исламского мира на международной арене.
Со своей стороны, исламский мир также ищет союзников в лице различных акторов. Чего стоит определенный поворот Саудовской Аравии, имевшей в 90-е годы массу проблем с РФ из-за событий на Северном Кавказе, в сторону Москвы.
Глобализация ведет и к большей открытости, модернизации, либерализации, научно-техническому развитию, культурному обогащению исламского мира, его интеграции в мировое сообщество. С этим не могут не считаться авторитарные режимы, господствующие в большинстве мусульманских стран. В новых условиях они просто вынуждены идти на большую демократизацию.
Под воздействием глобализационных процессов усилились также культурные, идеологические, социально-экономические связи народов исламского мира, идет формирование у мусульман транснационального политического самосознания. Сегодня ни одна мусульманская страна или община не может игнорировать то, что происходит в мире, а уже тем более, по соседству. Идет также интенсивное осмысление актуальных мировых проблем, возросло число и качественный уровень международных неправительственных исламских организаций, в том числе молодежных и женских, оказывающих мощное влияние на развитие Ислама, на выработку мусульманской идентичности в новых условиях.
В то же время благодаря появившимся в последнее время качественным панарабским СМИ, использующим опыт и достижения западной журналистики, идет формирование общего культурно-информационного, идеологического и даже теологического (сближение мазхабов) пространства. Их влияние не ограничивается арабскими странами. Эти СМИ смотрят представители всего исламского мира, т.к. арабский язык во многом остается языком межнационального общения всех мусульман.
Одними из первых выработку механизмов включения исламского мира в мировую экономику начали банки и компании, ведущие свою деятельность в соответствии с нормами Шариата. Причем исламский банкинг - это, наверное, один из самых беспроблемных моментов в процессе соприкосновения мусульманского мира и глобализации. Сегодня в исламский банкинг активно включились мировые финансовые структуры, не опасаясь того, что Ислам запрещает беспроцентный кредит. По данным на 1997 г., темпы роста исламских финансов составляют 15% в год, что существенно превышает темпы роста мирового ВВП (1998 г. - 2%, 1999 г. - 2,5%) даже с учетом инфляции.
Также о влиянии глобализации на мировое мусульманское сообщество говорит тот факт, что все больше исламской литературы, как сугубо религиозной, так и по другим темам, выходят на английском - языке глобализации и Интернета. Примечательно в этой связи также такое явление как Islam frankofon, т.е. франкоязычный Ислам. Можно вспомнить тут и о создании организаций испаноязычных мусульман. Аналогичные тенденции существуют, кстати, и в России.
Интернет же вообще можно сегодня признать основным средством популяризации Ислама в мире. Так, только одним проблемам мусульманок посвящено около 100 тысяч сайтов.
Обращает на себя внимание здесь и то, что национальные языки мусульманских народов под воздействием глобализационных процессов становятся в один ряд с арабским, персидским и урду, которыми в основном оперировали ранее исламские теологи и мыслители. В этой связи известный малазийский богослов Мухаммад Накиб аль-Аттас даже ввел специальное понятие `мусульманского языка`, под которым он понимает `внедрение базового словаря терминологии Ислама в языки народов, его исповедующих`.
Между тем, пока массовое сознание мусульман воспринимает глобализацию крайне негативно. Над этим следует серьезно задуматься, т.к. такое положение вещей осложняет перспективы глобализации в исламском мире.
Глобализацию считают `фиговым листком`, прикрывающим стремления правящих кругов Соединенных Штатов и других стран Запада, навязать всему человечеству, и в первую очередь мусульманам, такой мировой порядок, который будет отвечать исключительно их собственным интересам. Направленные же в отношении исламского мира мероприятия, типа операции в Афганистане и Ираке, поддержка США Израиля, причисление ряда других мусульманских стран к `оси зла`, расцениваются не иначе как `война против Ислама`, а иногда в широких народных кругах и как новый крестовый поход.
Многих мусульман особенно возмущает `макдонализация` и `кокаколализация` культуры, которая уничтожает старые традиции. Сегодня местным продуктам приходится подражать транснациональным, чтобы выжить. В этой связи даже суфийская пакистанская музыка каввали стала в современном, глобализированном варианте обычным продуктом масс-культуры.
Более того, американское влияние и большой бизнес принесли в арабские страны Персидского залива планирование и архитектуру по образцу США. Традиционная архитектура, восточные базары, кофейни исчезли, вместо них появились торговые пассажи, рестораны быстрого питания и отели. Не удалось избежать этой участи даже Мекке - святому городу Ислама. Она фактически превратилась в обычный американский город, где туннели, эстакады, развязки конкурируют со стандартизированными гостиницами и вездесущими магазинами. Зачастую ненависть к Америке и Западу вызвана даже не военным присутствием в мусульманских странах, а именно этими фактами.
В академических же и политических кругах в мусульманских странах многие убеждены в том, что США в своей политике по отношению к исламскому миру руководствуются концепцией `столкновении цивилизаций`.
Но помимо крайне негативной реакции исламского мира на глобализацию, есть попытки критически осмыслить этот процесс и дать на него свой концептуальный ответ. С недавнего времени они активизировались - проводятся конференции, выходит соответствующая литература, есть попытка ответить на глобальные проблемы человечества. Интеллектуальная исламская революция происходит сегодня во многих частях мусульманского мира, в том числе в сообществах Запада. И ее осуществляют не террористы, а общественные активисты и проповедники.
Иными словами, нынешняя противоречивая глобализация, наряду с поглощением и растворением исламского мира, имеет и обратный парадоксальный эффект. Она стимулирует пробуждение и модернизацию исламского мира на основе собственной идейно-теоретической базы, переосмысленной в контексте современности. Глобализация в исламском мире, как это ни странно, наряду с утверждением унифицированной культурной и идеологической модели, выкроенной по западным неолиберальным стандартам, стимулирует формирование новой глобальной транснациональной идеологии, и шире - новой разновидности мусульманской ментальности и идентичности, которая будет влиять на развитие всего человечества.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 1176;