Атомные оружейные программы Ирака и КНДР
Ракетно-ядерная программа Корейской Народно-Демократической Республики — условное название научных исследований КНДР в области создания боевых ядерных зарядов и предназначенных для их доставки ракетных носителей.
10 февраля 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 года был произведён первый ядерный взрыв. В апреле 2012 года в конституцию КНДР были внесены поправки о ядерном статусе страны.
Находясь под защитой СССР, правитель КНДР Ким Ир Сен спокойно относился к ядерной угрозе в отношении своей страны (в частности, называл атомную бомбу «бумажным тигром») до тех пор, пока не узнал, что во время Корейской войны 1950—1953 годов США планировали сбросить на Пхеньян и его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.
В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР и КНР и начала строительство исследовательского центра в Нёнбёне, где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 — это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с водно-бериллиевым отражателем нейтронов. В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран. По-видимому, такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружия — например, для производства плутония.
Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. Вероятно, политическое решение о начале работ было принято в этот период, в связи с получением разведывательных данных о наличии подобной программы в Южной Корее. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ. В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны.
В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчете на строительство с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. С некоторой вероятностью, на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний.
В 1992 году это соглашение было уточнено, и вместо четырех легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов.
С июня 1992 года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ, после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период с 1992—1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения со стороны МАГАТЭ. По инициативе генерального директора Агентства Х. Бликс 11 февраля 1993 года потребовал проведения «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта — о решении отказаться от ДНЯО. В июне этого же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.
Процессы подготовки Соединённых Штатов к военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего президента США Джимми Картера к лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году, на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы в обмен на поставки мазута и обещание построить на территории страны два атомных реактора на лёгкой воде. Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года, после длительных консультаций, КНДР подписала с Соединёнными Штатами «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, например:
· прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана;
· отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
· вывод ОЯТ за пределы страны;
· принятие мер к демонтажу всех объектов, чье назначение тем или иным способом говорит о распространении ядерного оружия.
Приход к власти 43-его президента США Буша (младшего) привёл к обострению отношений между двумя странами. Буш включил Северную Корею в «страны-изгои», а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций, а КНДР 12 декабря 2002 года официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ, было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония. 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.
Ядерные испытания
3 октября 2006 года МИД КНДР распространил заявление, в котором говорилось о намерении Северной Кореи «провести ядерное испытание при условии, что безопасность его будет надёжно гарантирована». В качестве обоснования такого решения было заявлено об угрозе ядерной войны со стороны США и экономических санкциях, имеющих целью удушение КНДР — в этих условиях Пхеньян не видит иного выхода, кроме проведения ядерного испытания. При этом, как отмечалось в заявлении, «КНДР не собирается использовать ядерное оружие первой», а наоборот, «продолжит прилагать усилия по обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова и предпринимать всесторонние усилия в направлении ядерного разоружения и полного запрета ядерного оружия».
6 октября члены Совета Безопасности ООН единогласно одобрили заявление председателя СБ, призывающее Северную Корею отказаться от ядерных испытаний и немедленно вернуться к переговорам в шестистороннем формате без предварительных условий. Проект заявления был подготовлен Японией. Именно она взяла на себя инициативу выработки общей позиции мировых держав в отношении северокорейской угрозы.
9 октября КНДР объявила об успешном проведении ядерного испытания. В сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) говорилось: «Наше исследовательское подразделение безопасно и успешно произвело подземное ядерное испытание… Ядерное испытание стало историческим событием, которое принесло счастье нашим военным и народу. Ядерное испытание внесёт вклад в поддержание мира и стабильности на Корейском полуострове и в прилегающем районе».
Как сообщила на следующий день российская газета «Коммерсант», «о планируемом времени проведения испытаний Пхеньян проинформировал Москву по дипломатическим каналам за два часа до взрыва». КНР, которую Пхеньян предупредил об испытании лишь за 20 минут до взрыва, практически сразу поставила об этом в известность партнёров по шестисторонним переговорам — США, Японию и Южную Корею.
Министр обороны РФ Сергей Иванов доложил президенту Путину, что мощность подземного взрыва составила от 5 до 15 кт. По оценкам прочих источников, мощность составила около 0,5 кт. Из-за столь малой мощности высказывается подозрение, что взрыв не был ядерным, а взорвано было несколько сотен тонн тротила.
Согласно заявлению властей КНДР и мониторингу соответствующих служб окружающих стран, утечки радиации не зафиксировано.
Все ведущие мировые державы, включая Россию и (впервые) Китай, а также руководство НАТО и Евросоюза осудили проведение ядерного испытания в КНДР. Российский президент Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведённые КНДР, и дело не только в самой Корее — дело в огромном ущербе, который нанесён процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире».
25 мая 2009 года КНДР вновь провела ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва по оценке российских военных составила от 10 до 20 кт.
27 мая 2009 год северокорейское радиовещание для заграницы «Голос Кореи» на всех 9 языках своего иновещания (включая русский) сообщило о прошедшем за день до того в Пхеньяне «массовом митинге общественности», на котором секретарем ЦК ТПК Че Те Боком было приведено официальное обоснование проведения ядерного испытания: «Проведенные ядерные испытания являются решительной мерой для защиты высших интересов республики для защиты суверенитета страны и нации в условиях, когда усиливается угроза со стороны Соединенных Штатов Америки ядерного превентивного удара, их происки по применению санкций».
Затем в передаче приводилось заявление «представительства Корейской Народной Армии в Панмунчжоне», в котором заявлялось, что, «несмотря на соглашение о перемирии в Корее, по которому запрещено любое блокирование воюющих сторон, Южная Корея присоединилась к инициативе об ограничении ядерных вооружений, а США ввели санкции против КНДР. В заявлении указывалось, что если будут попытки силового распространения инициативы по ограничению ядерного оружия на КНДР, как, например, попытки досмотра морского транспорта страны, то КНДР будет считать это объявлением войны».
Иракская ядерная программа
17 августа 1959 — СССР и Ирак подписали соглашение, которое предусматривало исключительно в мирных целях оказание технического содействия Багдаду в строительстве небольшого исследовательского реактора, изотопной лаборатории, а также в проведении геолого-разведочных работ на радиоактивные руды и в подготовке кадров.
1968 — в пустыне Тхувайтха недалеко от столицы Ирака был запущен исследовательский реактор ИРТ-2000 (мощность 2 МВт).
1975 — в апреле в Москву прибыл Саддам Хусейн (занимавший в тот момент должность вице-президента Ирака) с целью получения более совершенного ядерного реактора. Москва согласилась при условии, что проект будет проходить под контролем МАГАТЭ, что категорически не устроило Ирак.
Через полгода, во Франции, в рамках официального визита, Саддам Хуссейн быстро и легко договорился с французским премьер-министром Жаком Шираком о том, о чём не смог договориться в апреле с Москвой. В ноябре было заключено соглашение со следующими условиями:
· поставка мощного реактора «Осирак» поставка исследовательской лаборатории «Изис» разовая поставка годичного запаса топлива для реактора (в размере 72 кг обогащённого до 93 % урана). Проект осуществляется без надзора МАГАТЭ, сумма сделки — около 3 млрд долларов.
Подобное соглашение позволяло Ираку получить всё необходимое для изготовления нескольких бомб, с мощностью, аналогичной хиросимским.
1976 — Багдад заключил контракт с Италией на закупку «горячих камер», пригодных для выделения плутония из топливных элементов реактора. Франко-итальянская комбинация давала возможность создать плутониевую бомбу в течение нескольких лет.
1979 — атомный реактор для Ирака был построен и доставлен в порт Ля Сиен-сюр-Мер около Тулона для отправки иракским судном в Басру, но в ночь на 7 апреля израильский «Моссад» силами своих десяти агентов взорвал в порту транспортный корабль, и реактор был разрушен. Французское правительство объявило, что поставит Ираку новый реактор.
1980 — второй реактор «Озирак» благополучно доставлен в Ирак и размещён в пустыне Тхувайтха, где он и был запущен. Комиссия МАГАТЭ побывала в ядерном центре в пустыне Тхувайтха, но нарушений режима нераспространения ядерного оружия не обнаружила.
Иракцы в это же время активно вели переговоры о поставках обогащённого урана с итальянскими и западногерманскими фирмами (обычный уран поступал в Ирак из Нигера, Бразилии и Португалии).
1980 — Руководство Израиля считало, что Багдад всё же нарушает режим нераспространения ядерного оружия, и 29 октября 1980 года израильский кабинет министров утвердил план нанесения авиаудара по иракскому ядерному центру.
1981 — 7 июня в 16.00 с военной базы Эцион близ Эйлата взлетели восемь истребителей-бомбардировщиков F-16, каждый из которых нёс по две 908-кг управляемые бомбы Mk.84, и столько же самолетов прикрытия F-15. Эскадрилья обошла с юга иорданскую систему ПВО и через воздушное пространство Саудовской Аравии достигла пустыни Тхувайта, где в 18.35 нанесла бомбовый удар по ядерному центру Ирака. В операции участвовали многие будущие выдающиеся летчики, в том числе и первый астронавт Израиля Илан Рамон.
Ядерная программа Ирака была остановлена. Франция более реакторы в Ирак не поставляла.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 482;