Психология социальной работы с детьми – социальными сиротами

Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав. В последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде.

В задачи этих учреждений входит многое:

- снять остроту психического напряжения;

- провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

- восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности – игре, учению, труду, общению.

В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Таким образом международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества.

При изучении случаев социального сиротства проявляется сложная комбинация обстоятельств, когда мать бросает своего ребенка, руководствуясь своими соображениями, а отец в то же время по своим соображениям не хочет или не может выполнять отцовские обязанности. В результате ребенок остается полностью беззащитным. Специальные исследования, проведенные под руководством В. И: Брутман, показывают, что отказ от материнства является сложным и малопонятным явлением. В нем присутствуют социальные, экономические, нравственные, семейные, а главное – психологические и даже психиатрические факторы, что, к сожалению, пока никем не учитывается
[УМК Пс соц работы, с. 114-115].

Среди социальных сирот есть и дети-инвалиды. Причин этому много: невозможность содержать ребенка-инвалида в семье из-за недостатка средств, занятость матери и отца на работе, психологическая неготовность семьи воспитывать такого ребенка, отсутствие к нему родительских чувств. Корни социального сиротства различны по своей глубине: одни могут уходить далеко и теснейшим образом быть связанными с негативными социальными явлениями, другие лежат как бы на поверхности. Необходимо не только и не столько бороться с последствиями, сколько приложить усилия для предупреждения этого явления. Очевидно, что для сокращения количества социальных сирот нужно не только поддерживать создание разнообразных форм учреждений, а необходимо в центр внимания поставить семью, помочь ей в материальной, социальной и психологической сферах, создать условия и возможности для воспитания детей в семье.

А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:

1) частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2) педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от "событийной" позиции взрослого в семье;

3) групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего я;

4) жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности
[УМК Пс соц работы, с. 116].

Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей. Поводы и причины отказов от младенцев разнообразны. Социологическое исследование, проведенное В. И. Брутман, С. Н. Ениколоповым, А. А. Северным, М. Г. Панкратовой, М. С. Родионовой, В. А. Черниковым, подтвердило уже опубликованные данные зарубежных исследователей о том, что важнейшими средовыми факторами, предрасполагающими к отказу женщины от новорожденного, являются:

- ее слабая материальная самостоятельность, низкий достаток;

- потеря брачного и полового партнера;

- низкий культурный и образовательный уровень женщины;

- ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи.

Важное значение имеют социальные условия формирования личности девочки: патогенными, например, являются воспитание в условиях деспотичной семьи или в состоянии психологической и фактической покинутости при живых родителях. Данные психологических исследований говорят о том, что женщины, оставляющие детей, характеризуются такими выраженными личностными особенностями, как личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство. Это делает их особенно зависимыми от негативного влияния социального окружения. Именно женщины из социально незащищенных групп особенно подвержены стрессам, депрессиям во время беременности, а также алкоголизму и наркоманиям, т. е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.

Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является, например, вынашивание нежелательной беременности. Это одна из причин того, что многие «отказные» дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.

Кроме того, нарушения развития у детей в первые годы жизни, оставленных матерями сразу после рождения и живущих с младенчества в сиротских учреждениях, связывают с пре- и постнатальными повреждениями плода, с искажениями в постнатальном развитии в связи с ранней депривацией (ограничением или лишением) контактов с матерью. Внешне благополучные условия домов ребенка при всей их значимости не играют ведущей роли в картине психического состояния детей. Основополагающим патогенным фактором является собственно сиротство, тем более значимое, чем в более раннем возрасте нарушена связь «мать-дитя». У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи, возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Мимические реакции, жестикуляторные, общие моторные реакции, звуковые в «комплексе оживления» заторможены или просто неразвиты.

Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают аффективно-личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации, как это делают дети в семьях. Все это приводит к снижению общей, в том числе эмоциональной и познавательной, активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств, это проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, на персонал, окружающих детей.

В возрасте от года до трех лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:

a) пониженная любознательность,

b) отставание в развитии речи,

c) задержка в овладении предметными действиями,

d) эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого,

e) отсутствие стремления к самостоятельности,

f) отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, а порицание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются, что может могут быть самодостаточными без взрослых [УМК Пс соц работы, с. 117].

Разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы:

- эмоциональную;

- моторную;

- познавательную.

Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии, безучастности. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия – сосание пальцев, кручение волос, одежды, игра с пальцами рук, обкусывание губ, пальчиков, выдергивание волос, царапанье. Обнаружены и особые позы, в которых ребенок как бы весь сжимается, опускает голову, подносит руки к груди, прикрывая ладошками лицо, застывает в неподвижности, молчании, взгляд становится отрешенным. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности. Изучение особенностей детей, находящихся в домах ребенка, позволили К. В. Солоед, Г. В. Козловской, В. М. Башиной, М. Е. Проселковой сделать следующие выводы:

- глубина задержки умственного развития детей возрастает с увеличением сроков пребывания в доме ребенка;

- у всех детей независимо от уровня умственного развития выявлена постепенная углубляемость эмоционального дефицита;

- наиболее неизмененной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители;

- у детей отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержанным развитием из обычной среды, но опережающе развиты навыки самообслуживания, пользования ложкой;

- у всех обследованных детей имеется широкий круг невротических расстройств, преимущественно проявляющихся в психосоматических реакциях;

- перечисленный круг расстройств общения, эмоциональной сферы, социализации, отмеченный у воспитанников дома ребенка, скорее всего, относится к парааутистическим состояниям, нуждающимся в дальнейшем изучении в целях их научно обоснованной реабилитации и создания особых программ для помощи в развитии детям-сиротам. С последним положением согласуются данные детских психоаналитиков о развитии ложного аутизма, т. е. аутизмоподобных состояний, у детей, которыми пренебрегают родители в семьях. Очень часто этот диагноз по поверхностным формальным признакам ставится в детских психиатрических заведениях и проводится медикаментозное лечение, которые не улучшает, а усугубляет состояние «ухода» ребенка от окружающих.

Психологические особенности дошкольников и младших школьников – социальных сирот Наблюдения сотрудников государственных учреждений показывают, что дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная «ситуативность», которая проявляется в самых разных сферах личности ребенка – в общении, в мышлении, в желаниях и действиях. У дошкольников, живущих в детских домах или приютах, слабо развит временной план действий, они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их прошлое и будущее связаны только с режимными моментами («спать, есть, гулять») и ограничиваются одним днем. Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении: например, дети в детском доме обращаются ко взрослому в 5-10 раз реже, чем дети в детском саду.

У дошкольников в детских домах часто появляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. От своих «домашних» сверстников 7-10-летние воспитанники государственных учреждений отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной агрессивностью, неумением разрешать конфликты. То, что в детском учреждении ребенок постоянно вынужден общаться с одной и той же заданной группой сверстников, не способствует развитию навыков общения с другими сверстниками, дети не умеют адекватно оценить свои качества, не умеют строить равноправные отношения с незнакомыми сверстниками. Дети привыкают подчиняться требованиям воспитателей, «жить по инструкции», что, естественно, не помогает самостоятельно разрешать возникающие трудности. Агрессивность детей, оставшихся без попечения родителей, можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены и многие другие потребности – в самоутверждении, во взрослом как идеале, в эмоциональном комфорте, в признании своей ценности со стороны окружающих. Р. Берне отмечал, что если Я – концепция формируется в условиях депривации отношений с матерью, то она часто лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности к другим людям [18, с. 119-120].








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 933;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.