Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье
На настоящий момент не существует единого определения насилия. Зарубежные специалисты, в частности К. Браун, считают, что кроме преступлений это понятие включает в себя принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение кого-либо в деятельность с помощью обмана или угроз; препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет; злоупотребление властью (в широком смысле этого слова); также в понятие насилия входит пренебрежение родителями своими обязанностями, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний. Как правило, выделяют физическое, вербальное, психологическое и сексуальное насилие, при этом вербальное насилие может включаться в понятие психологического насилия.
Существование феномена насилия по отношению к детям, а в особенности семейного насилия над детьми, в большинстве стран было признано только во второй половине XX в. Так, в США только в середине
1960-х гг. были утверждены законы, предусматривающие юридическую ответственность родителей за насилие над детьми и пренебрежение родительскими обязанностями; вслед за этим начали формироваться службы защиты детей и центры помощи семье, появились первые психологические исследования последствий избиения детей («синдром избиваемого ребенка»).
Такое позднее обращение психологии к этой теме культурно – исторически обусловлено тем, что вплоть до начала XX в. в обществе было широко распространено мнение, что дети – всего лишь вид собственности взрослых. К детям относились как к миниатюрным, неполноценным людям на протяжении всей истории человечества, отражение такой позиции широко представлено, например, в художественной литературе, в изобразительном искусстве. Философы, за исключением, пожалуй, Ж. Ж. Руссо, не касались вопросов детского мышления. Эта точка зрения стала постепенно отмирать только начиная с эпохи Возрождения, когда родители лишились права на жизнь и смерть своего ребенка, но в основном вплоть до начала XX в. внутренний мир ребенка и его проблемы не являлись предметом отдельного изучения.
Например, в области психотерапии не существовало специального направления, посвященного детям. Любое отклонение объяснялось в терминах «дурных наклонностей» или недостатков воспитания. 3. Фрейд был первым ученым, указавшим обществу на психологическую глубину и важность переживаний ребенка. Так, в работе «Два случая детской лжи», например, он прямо называет защитной амнезией склонность взрослых вытеснять память о глубине и травматичности собственного детского эмоционального опыта. Именно поэтому взрослые часто игнорируют детское страдание, если считают, что причина его – «несерьезная», хотя на самом деле, например, мальчик, плачущий о сломанной машинке, заслуживает куда большего внимания, чем мужчина, повредивший свой автомобиль: у ребенка гораздо меньше возможностей выбора, и он знает о способах замещения страдания куда меньше, чем взрослые. Отметим, что жесткие или непонятные формы игнорирования чувств детей (например, высмеивание или прекращение общения с ребенком в качестве меры наказания за проступок) могут являться формой эмоционального насилия над ними.
Различные формы жестокого обращения с ребенком. Физическое жестокое обращение определяется как любое нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход. Сексуальное насилие над детьми – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое насилие делится на психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимые поддержку, внимание, чувство надежной привязанности.
Психологическое жестокое обращение – хронические негативные паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка. Такое разделение может быть полезным для достижения более глубокого теоретического осмысления проблемы насилия над детьми, но в реальности все вышеперечисленные формы, как правило, встречаются в сочетании. Стоит добавить, что физическое и сексуальное насилие подразумевают наличие психологического насилия, но не наоборот. Психологическое и физическое насилие менее изучены, чем сексуальное, так как включают в себя крайне широкий спектр действий, субъективная оценка которых жертвой играет важную роль. Сегодня большинство специалистов в области оказания помощи детям, пережившим насилие, отмечают, что механизмы травматизации и психологические последствия при всех формах насилия носят сходный характер.
В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой психологические последствия разных форм насилия имеют существенные различия. Необходимо отметить, что тема насилия над детьми по понятным причинам воспринимается людьми, особенно столкнувшимися с ней впервые, как крайне тяжелая. Нам, взрослым, не хочется верить, что дети могут страдать от рук собственных родителей, что преступления против них далеко не всегда совершаются «маньяками», что это может происходить по соседству с нами, в нашем доме. В результате многие отказываются верить в существование такой проблемы и воспринимают ее как надуманную. Это очень опасное представление, так как фактически лишает людей, переживших и переживающих насилие, возможности обратиться за помощью и получить ее.
Все виды насилия. В 1973 г. американский исследователь Р. Дж. Лайт установил, что ежегодно в США происходит примерно 1 500 000 случаев всех видов дурного обращения с детьми. В соответствии с исследованиями 1987 г. число случаев насилия на настоящий момент увеличилось на 74%, что, скорее всего, связано не с увеличением числа таких случаев, а с улучшением функционирования служб помощи жертвам насилия и с изменением общественного мнения по этому вопросу.
Сексуальное насилие. Д. Финкелхор, проведя анализ многочисленных исследований, пришел к выводу, что в Западной Европе и в Северной Америке число жертв сексуального насилия в семье в детстве среди женщин колеблется от 7 до 36%, а среди мужчин – от 3 до 29%. Он также сделал вывод, что наиболее реалистичными являются следующие цифры: 20-30% женщин и
10-15% мужчин пережили сексуальное насилие в семье в возрасте до 18 лет. В соответствии с другими исследованиями контактному сексуальному насилию подвергаются 20-30% девочек в возрасте до 14 лет и 10% мальчиков, причем в 75% случаев агрессор знаком ребенку и в 45% случаев – это близкий родственник или друг семьи.
Физическое насилие. Исследования распространенности физического насилия над детьми проводить крайне сложно в силу отсутствия четкого определения этого явления. В результате таких исследований мало, и далеко не все они заслуживают доверия. Данные, отражающие распространенность только крайних форм физического насилия по отношению к детям (нанесение телесных повреждений различной степени тяжести), показывают, например, Что в США от 11 до 14% детей в год получают серьезные травмы от рук родителей и других близких родственников. Ретроспективные исследования на выборках студентов показывают, что от 10-20% учащихся переживали в детстве физическое насилие со стороны родителей, приводящее к травмам (ушибы, порезы). Организации по защите детства приводят следующие данные: в США от 1000 до 5000 детей в год погибают в результате как случайных, так и преднамеренных действий родителей.
Большинство этих данных позволяет лишь косвенно судить о распространенности насилия над детьми в России: например данные о количестве беспризорных детей. Согласно статистике МВД, в Российской Федерации около 1000 000 беспризорных детей. Негосударственные организации утверждают, что реальная цифра в 2-3 раза выше.. Известно, что только в 1989 г. 2000 детей покончили жизнь самоубийством из-за испытываемого в семье насилия. Все это говорит о серьезности проблемы насилия над детьми, а отсутствие более точной информации указывает на недооценку важности этой проблемы не только общественностью, но и специалистами. Действительно, некоторые люди стремятся отрицать само наличие фактов жестокого обращения с детьми. Это нормальная защитная реакция, на которую человек имеет право, однако специалисты, работающие с людьми, не могут позволить себе игнорировать эту область. Необходимо понимать, что психолог, занимающийся практической деятельностью, может столкнуться с проблемой насилия над ребенком, работая даже в области, прямо не связанной с социальными вопросами.
Дети, пережившие насилие в семье, или взрослые, прошедшие через это в детстве, могут испытывать серьезные психологические затруднения и нуждаться в профессиональной помощи. Таким образом, человек, пострадавший в семье, может прийти на прием к практическому психологу, консультанту за помощью, которую тот будет не в силах оказать, если не будет иметь правильного представления о феномене насилия над детьми в семье. Некоторые люди стремятся отрицать само наличие фактов жестокого обращения с детьми. Это нормальная защитная реакция, на которую человек имеет право, однако специалисты, работающие с людьми, не могут позволить себе игнорировать эту область.
С другой стороны, большое количество жертв насилия по разным причинам никогда открыто не обращаются за помощью. Особенно редко за помощью обращаются дети, переживающие насилие в семье, и тем не менее она им нужна. Следовательно, люди, работающие с детьми (в школах, детских садах, поликлиниках и больницах), должны знать о существовании фактов насилия в семье, о возможных признаках переживаемого насилия и о способах оказания помощи этим детям, так как насилие, пережитое в детстве, не только приводит к возникновению психологических трудностей у ребенка, но и оказывает серьезное деформирующее воздействие на все дальнейшее развитие личности.
Психологические последствия насилия Тема физического и сексуального насилия в семье относится к сфере профессионального интереса не только юриспруденции и социальной работы, но и к психологии в силу наличия серьезных психологических последствий этих явлений. Спектр этих последствий крайне широк и может наблюдаться в различных областях жизни человека. Для психологов этот вопрос представляет большой интерес, во-первых, потому что жертвы насилия нуждаются в своевременной помощи, а также потому, что пережитое насилие может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к психологу. Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена.
Насилие, пережитое в семье, оказывает огромное влияние на все дальнейшее психическое развитие ребенка, затрагивает как эмоциональную, так и интеллектуальную и поведенческую сферы. Последствия могут быть очень серьезными, потому что развитие ребенка в большой степени происходит как бы через призму опыта его родителей. Именно от них зависят его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие, представления о мире и о себе. Насилие со стороны родителя или другого близкого человека воспринимается как подлое предательство, мир перестает быть устойчивым и безопасным. Все развитие ребенка искажается, как в кривом зеркале: ведь для ребенка каков родитель, таков и весь мир, и он сам.
Посттравматический стресс как последствие насилия Нарушения, развивающиеся после пережитого насилия, затрагивают все уровни функционирования человека (физиологический, личностный, межличностный) и могут приводить к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно его переживших, но и у людей, которые их окружают (например, у членов семьи). Одно из наиболее распространенных последствий насилия, пережитого в семье, – посттравматический стресс. Для человека в этом состоянии характерно повторяющееся переживание травмирующего события. Это может происходить в разных формах. Сюда относятся повторяющиеся, насильственно прорывающиеся воспоминания о произошедшем, несмотря на стремление человека забыть о насилии. У детей могут наблюдаться повторяющиеся игры, в которых отражаются элементы травматического опыта (на характер этих игр стоит обращать внимание при проведении игровой терапии). Могут наблюдаться повторяющиеся ночные кошмары, интенсивные негативные переживания при столкновении со стимулами, чем-то напоминающими (символизирующими), пережитую травму, сопровождаемые физиологическими реакциями.
Человек, переживший травму, может начать избегать всего, что каким-то образом может напомнить о ней, и даже может быть не способен в полной мере восстановить в памяти то, что с ним произошло. Зачастую такое вытеснение начинает играть значительную роль в дальнейшей жизни жертвы насилия. Так, например, может быть потерян интерес к тому, что раньше занимало, возникнуть чувство отчуждения от близких, что, в свою очередь, может привести к изоляции и нарушениям социальной адаптации. Для ребенка каков родитель, таков и весь мир, и он сам.
Может быть потеряна способность испытывать сильные чувства, что часто наблюдается у детей – жертв сексуального насилия. Другим возможным последствием посттравматического стресса может быть возникновение чувства «укороченного будущего», например ребенок даже в фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого. У людей, страдающих от посттравматического стресса, также могут наблюдаться: нарушения сна; раздражительность; гиперреактивность; нарушения памяти и концентрации внимания.
Необходимо упомянуть, что человек, переживший насилие, находящийся в состоянии посттравматического стресса, живет в постоянном напряжении, ожидая повторения насилия, а это, в свою очередь, сказывается на его повседневной жизни: например, резкое понижение успеваемости у ребенка, пережившего насилие. Немаловажно и то, что человек, перенесший травму, может полностью поменять свой взгляд на мир, причем часто на смену одним иллюзиям приходят другие: вместо веры в то, что «мир справедлив и упорядочен», приходит убеждение в полной несправедливости и непредсказуемости мира. Результатом такого убеждения может стать то, что ребенок никому не рассказывает о произошедшем. Все более понятными становятся известные случаи, когда ребенок, переживший насилие, не хотел покидать семью, где это произошло, боялся усыновления, предполагая, что все в мире родители плохо обращаются со своими детьми.
Выше уже упоминалось, что жертва насилия часто стремится полностью забыть о произошедшем, но существует и другой вариант: человек, испытавший насилие, может пытаться как бы заново пережить травмирующую ситуацию, чтобы наконец разрешить ее. К несчастью, такие попытки изменить прошлое приводят только к повторной травматизации.
Другим последствием травмы может стать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Злоупотребление наркотиками считается одним из распространенных способов реакции на насилие у подростков. Итак, насилие, пережитое в семье, часто влечет за собой развитие посттравматического стресса. Это состояние является крайне тяжелым и при отсутствии своевременной помощи может вести к возникновению многочисленных психологических и социальных расстройств.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 484;