Творческий характер педагогической деятельности, педагогическое мастерство.
В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. К ним относят: 1) способность замечать и формулировать альтернативы; 2) подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; 3) умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; 4) способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; 5) отказ от категорических суждений, деления на белое и черное; 6) готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности: 1) легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном; 2) способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации; 3) способность к оценочным суждения и критичность мышления (умение выбирать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); 4) готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний. упорядоченность и динамичность знаний); 5) также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасывании несущественного.
Виды творчества преподавателя (учителя) можно связать с указанными выше блоками профессиональной компетентности.
В педагогической деятельности это будет диагностическое и методическое творчество (поиск и нахождение новых способов изучения учащихся, применение и создание новых диагностических приемов; новые сочетания методов обучения).
В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.).
В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.
Говоря об учителе (педагоге), что он работает творчески, целесообразно определить и уровень этого творчества. Психологи выделяют следующие уровни педагогического творчества, мастерства:
Первый уровень – это уровень элементарного взаимодействия с классом.
Второй уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень – эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками.
Самый высокий уровень творчества педагога характеризуется его полной самостоятельностью.
Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество связаны, но не тождественны. Возможны разные их отношения, например: устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого преподавателя).
Следует знать, что педагог никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с учениками.
Известны следующие варианты сотворчества педагога с учащимися:
- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог-«премьер»);
- педагог соотносит свой творческий процесс с деятельностью класс, управляет общим творческим процессом (педагог- «дирижер»);
- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог «зеркало);
- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог- «режиссер»).
Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.
Мастерство означает хорошее знание педагогом своего учебного предмета, достижение стабильных высоких результатов в обучении, главным образом в знаниях учащихся. Каждый педагог при желании и настойчивости может стать мастером своего дела. Мастерство учителя прямо не связано со стажем его работы в учебном заведении.
Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:
1. Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способ решения уже известны и описаны, но педагог их открывает для себя). Здесь педагог осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из совокупности возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач ученика в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый педагог в своей работе.
2. Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых оригинальных отдельных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественных педагогический опыт.
Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д.Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:
1) варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.);
2) привлечение интереса учащихся с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.);
3) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части;
4) искусное применение положительных и отрицательных подкреплений;
5) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера;
6) постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материла;
7) использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 772;