Пример 2. Устройство для тренировки пловца. Пловец находится на месте, а движется вода.
Аналогично рассмотренным примерам сконструирован эскалатор (человек стоит, а лестница движется) и многое другое.
Пример 3. Обычно траву сначала косят, а потом сушат, выбирая для этого самые жаркие и сухие дни. А что если делать на оборот – сначала сушить, причем как можно быстрее, а потом косить? Голландские специалисты сконструировали машину, которая довольно быстро подсушивает траву, обрабатывая ее паром при температуре 300 градусов по Цельсию. Ширина захвата машины 6 метров, производительность 40 т/час. Паром можно обработать не только будущее сено, но и картофельную ботву перед уборкой или какую-либо другую культуру, если нужно замедлить ее рост.
3.4.МЕТОД ЭМПАТИИ (ЛИЧНОЙ АНАЛОГИИ)
Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогий живой природы с неживой, например, в технике, В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессам и т.д.
В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например, значительно увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов. Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом исследования, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.
Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного, метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, т.е. отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.
Метод эмпатии применим к различным видам творческий деятельности (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Густав Флобер говорил: «Мадам Бовари – это я!». «В борьбе за жизнь…и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Познание – это способность наблюдать сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни. Другими словами, познание – есть мышление. Воображениетоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление, преимущественно, образами, «художественное». Именно поэтому можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения. Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашептывала старинные былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», стекла запотели», - хотя у стекла нет потовых желез» (А.М.Горький).
Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется «антропоморфизмом» от греческих слов: «антропос» - человек и «морфе» - образ, форма. Здесь мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества, - воображает, вносит их всюду – во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи. Есть люди, которым кажется, что антропоморфизм неуместен и даже вреден, но они сами часто говорят: «мороз щипал уши» «солнце улыбалось», «наступил май» или «дождь идет», хот дождь не обладает ногами, «погода подлая», хотя явления природы не подлежат нашим моральным оценкам.
В техническом творчестве человек отождествляет себя с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте [15, 20].
Метод эмпатии применим к различным видам творчества (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представление, что приводит к снятию барьера «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей.
Вжиться в образ исследуемого объекта помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни…». В момент наилучшего «вживании» учащийся задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.
Учащиеся обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.
Метод эмпатии можно использовать как прием при разработке объекта. Проектировщик отождествляет себя с разрабатываемым объектом, процессом, деталью. Применение приема заключается в том, что человек, просмотрел с позиции детали (с ее точки зрения»), что можно сделать для устранения недостатков или для выполнения новых функций.
Пример 1. Проиллюстрируем прием на примере добывания ядра из грецкого ореха. Представим себя ядром грецкого ореха, находящегося внутри скорлупы. Там темно и хочется выбраться наружу, не правда ли?
Вспомним, как традиционно колют грецкий орех. Обычно орех колют щипцами или молотком, создавая усилия снаружи, направленные к ядру. Понравится ли Вам (ядру) такой способ? В лучшем случае Вас травмируют. Значит, усилия необходимо создавать (чтобы не травмировать ядро) не снаружи, а изнутри (мы применили инверсию). У Вас для этого сил нет. Вы же ядро. Очевидно, необходимо привлекать внешние силы (опять использовали инверсию). Причем как должны быть направлены эти силы? Безусловно, усилия должны быть направлены от ядра на внутреннюю поверхность скорлупы (и снова мы использовали прием инверсии).
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 338;