Богословское понимание.
Согласно Священному ПисаниюЦерковь (e ekklesia ty Christu – Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божьим, общество верующихв Него,освящаемыхДухом Святым в таинствах внадежде очищения от грехов и спасенияв будущей жизни. Т.о., Церковьесть не только земное учреждение; она преследует и неземные цели: осуществление среди людей Царства Божьего, приготовление их к Царству Небесному. Христианство являетсяблагодатно-жизненной Божественной стихией, которая раскрывается в обществе спасаемых, или Церкви христианской, оно воплощает себя среди людей по своему типическому влиянию в учении и быте, праве и культе, постепенно преобразуя и обновляя лицо всей земли.А поскольку это влияние совершается во времени, то оно становится историческим фактом.
Церковь есть новое существование, имеющее своей целью раскрыться в полноте после прекращения мировой истории. Поэтому Церковь хотя и существует в истории, но при этом превосходит ее онтологически.
Сами отношения между Церковью, Царством Божьим и Царством Небесным не поддается рациональному уяснению. Становится очевидным, что в истории Церкви неразлучны два элемента или фактора – божественный и человеческий.
Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия в Церкви – от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако люди в Церкви не являются пассивной средой. Это было противно самому ее именованию «призванные», «званные». Т.е., люди, свободно согласившиеся, откликнувшиесяна зов Божий. В Церкви человек участвует своей свободной волейв собственном спасении и устроении Царства Божьего на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. Именно этот элемент человеческий, его развитие, егоизменения,под влиянием или воздействием божественного фактора принадлежит изучению церковной истории.
Когда же человечество отречется от Бога, тогда совершится Второе и Страшное пришествие Христово и Он «покорит Ему (Богу Отцу) всяческая, тогда и Сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28), и тогда «Времени уже не будет» (Откр. 10. 6), тогда же и не будет и предмета истории Церкви.
Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходя за ее границы. Здесь-то и открывается одна из трудностей при изучении церковной истории, которая состоит в том, что церковный историк имеет дело с элементом едва уловимым – с духом человеческим в его истории.
Следовательно, история Церкви есть, с одной стороны, наука историческая, онаизлагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим методом. Но в тоже время исторический метод не применим в церковной истории, поскольку в нее, как науку богословскую входит еще и Божественный элемент, не подлежащий учету со стороны внешнего человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, невозможно выяснить причину происхождения христианства – поскольку Церковь есть мистическое Тело Христово. И этот сложный вопрос решается только в рамках Священного Писания и догматического богословия.
Т.е., церковная историядолжна быть и наукабогословская, занимающая в богословии свое определенное место. Церковно-историческая наука в своей методологии и философии всегда и вездеищет высших обоснованийдля своего содержания – и в великом, и в малом. Главнейшей и общей здесь служит идея Промысла Божьего в истории Церкви, которая направляется им к христианскому совершенству и во всем составе человечества, и в лучших ее представителях, как по своему историческому положению, так и по духовно-интеллектуальным стремлениям и успехам.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 439;