Вопрос№ 2. Понятие и сущность политической культуры
Политическое сознание
Социально-экономические предпосылки политической культуры формируются на основе динамики производственных отношений и отражают реальность социально-экономических процессов в форме политического сознания общества. Функциональная роль политического сознания заключается в создании системы оптимизации взаимодействия субъектов и объектов власти, а также политических элит.
Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного минимума прав человека.
Политическое сознание ориентирует граждан:
· на то, какой должна быть власть;
· на что должна быть направлена ее деятельность,
· какой власти следует подчиняться, какую можно игнорировать, против какой необходима борьба.
Структура политического сознания дифференцируется по уровню осознания субъектами своих интересов поэтому
Выделяют следующие уровни сознания:
1. Уровень инстинктивного сознания характеризуется тем, что его представители – массы – не понимают роли политики как системы защиты их интересов.
· Представители данного уровня всю полноту власти склонны делегировать традиционным политическим элитам, в условиях кризиса – авторитарному субъекту власти.
· Оценка деятельности субъектов политики и власти осуществляется независимо от реальных интересов массы, а также средств и методов их достижения.
· Отношение масс к политическим событиям определяется некритически усвоенными традиционно-стереотипными моделями взаимодействия индивида и власти.
2. Уровень обыденного политического сознанияхарактеризуется тем, что его представители – средние слои рассматривают политику как механизм защиты своих интересов.
· Субъекты обыденного сознания осознают причинно – следственные связи материальных интересов в политике, но не способны к их анализу и к прогнозу развития событий.
· Все то, что выходит за рамки практического опыта субъекта или его окружения, они воспринимают на веру, поэтому их позиция по общим мировоззренческим проблемам легко меняется в зависимости от практических потребностей.
3. Уровень идеологического сознания характеризуется тем, что его представители – элиты - рассматривают политику как механизм доступа к ресурсам общества и использования их в стратегической перспективе.
· Субъекты идеологического сознания (элиты) разрабатывают свои идеологии – теоретические модели функционирования и развития общества, основанные на приоритете частных интересов конкретной группы.
Взаимодействие уровней политического сознания определяется спецификой их функций.
· Политические элиты разрабатывают конкурирующие идеологические модели развития общества.
· Исходя из практических интересов, субъекты обыденного сознания оценивают и выбирают ту или иную идеологическую модель в качестве правящей, а также критикуют и корректируют процесс ее реализации.
· Инстинктивное сознание активизирует массы в стихийной поддержке или сопротивлении правящей идеологии.
· Смена идеологий отражает процесс поиска такой модели общественного развития, в которой субъекты всех уровней политического сознания могли бы гармонично взаимодействовать в процессе развития национального производства.
Социально-экономическими предпосылками политической культуры является потребность субъектов производства в согласовании своих интересов в точке созидания общественно-значимых ценностей на основе социально справедливого распределения.
Политическая культура общества это согласование интересов элит, средних слоев и массы в процессе созидания посредством системы распределения обеспечивающего стимулирование созидательной активности каждого.
Оптимальное совпадение ценностных ориентаций субъектов всех уровней политического сознания в процессе созидания образует сферу действия политической культуры. Ее формирование обусловлено потребностью общества в максимальной эффективности использования национальных ресурсов.
Вопрос№ 2. Понятие и сущность политической культуры
Политическая культура – специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и нормы людей, их групп и объединений в политической сфере общественной сфере общественной жизни и определяющая модели, образцы поведения субъектов политического процесса, политический образ жизни.
Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному.
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты:.
· Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима.
Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
· Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.
· В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
— Идентификации,раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
— Ориентации,характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
— Адаптации,выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
— Социализации,характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
— Интеграции(дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
— Коммуникации,обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 286;