Развитие политической мысли в древности и Античности
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности — периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств — восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.
С II и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.
В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с древности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. (Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки.)
Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией.
Китайский философ Конфуций отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семье, где император — отец, заботящийся о своих подданных — детях. Конечная цель государственной власти — достижение общего блага. Политический идеал древнекитайского мыслителя — власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.
В греческой философии проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму справедливости, добра, общего блага.
Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» - город-государство гражданской общины. Применялись такие термины, как: «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания».
Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Платон и Аристотель анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении знающих - философов, о профессиональном характере политической деятельности.
Аристотелю принадлежит идея естественного происхождения государства, обоснование смешанной формы правления - политии.
Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.
Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей.
В Древнем Риме на политическое знание оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости.
Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» - res publica, воплощение общего интереса, справедливости и права. Принцип номократии - верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, соединяющая в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.
В Античности в рамках философского знания развивались политические теории, изучавшие сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 639;