Сергей Александрович Есенин
Виднейший крестьянский поэт Сергей Есенин (1895—1925) входил в группу писателей-имажинистов, утверждавших пластичный, живой образ первоосновой искусства. Однако его творчество как явление гениальное не вмещается в рамки имажинистского течения.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — заявлял Есенин. Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах Есенина преобладает крестьянско-христианское мироощущение, для которого характерно одушевление всего живого («Все живое особою метой / Отмечаю я с давних пор...») и соединение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи поэта по преимуществу вошли в круг детского чтения.
Детские годы Есенина прошли в обстановке традиционной народно-книжной культуры. В доме деда, где рос мальчик, читали Библию и Священную историю по субботам, нянька-приживальщица сказывала сказки, а захожие странники-богомольцы распевали духовные стихи. Дед выучил его читать в пять лет, а первые стихи мальчик складывал раньше восьми лет. Когда девятилетним он пошел в школу, багаж знаний и навыков уже был достаточным для восприятия светской литературы. Развитая наблюдательность в отношении природных явлений, которая обычно отличает растущих в деревне детей, обогащалась в его сознании фантазией: наблюдение тут же превращалось в образ. «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов», — писал он о своем детстве. Вместе с тем склонность к тихому созерцанию сочеталась в мальчике с озорством и даже драчливостью.
В свое собрание сочинений Есенин включил восстановленные по памяти детские миниатюры «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...». Другие его детские стихи не сохранились. В крестьянской среде детское творчество редко входило в систему семейных ценностей.
На творческое становление Есенина повлияла его учеба в спас-клепиковской церковно-учительской школе (Рязанская губерния).
Преподавание литературы в подобных школах включало в себя знакомство с той частью русской лирики, которая была проникнута религиозными мотивами. В основном это поэзия высочайшего художественного уровня — Державин, Ломоносов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Майков, Тютчев и др. Будущие «народные» учителя должны были знать из школьного курса популярные в народе стихотворения Кольцова, Некрасова, Никитина, Сурикова. Эти и другие уроки придали ранним стихам Есенина тон, близкий к тону лирики, обычно печатавшейся в детских и народных изданиях.
Приехавший в Москву юный поэт нашел поддержку у Блока. Поначалу он зарабатывал корректурой в сытинском издательстве, которое специализировалось на массовом выпуске книг для народной и детской библиотеки. Недаром первым опубликованным стихотворением Есенина была «Береза», оно появилось в детском журнале религиозно-монархического направления «Мирок» (январь 1914 года). К 1916 году поэт составил сборник «Зарянка», куда включил уже опубликованные и новые стихи для детей (выпустить книгу ему так и не удалось). Этот сборник мог бы дополнить блоковский «Круглый год». Вообще идея круговорота жизни — от младенчества в «травном одеяле» до увяданья человека вместе с природой — была близка крестьянскому поэту. Главные чувства и нравственные идеи его ранней поэзии — милосердие, сострадание, благословение всего живого.
Круг есенинских стихов для детей сложился на протяжении 1913— 1918 годов: «Береза», «С добрым утром», «Черемуха», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Пороша», «Разгулялась вьюга», «Бабушкины сказки», «Вечер, как сажа...», «Прячет месяц за овинами...», «За рекой горят огни...», «По лесу леший кричит на сову», «Воробышки» («Поет зима, аукает...»), «Лебедушка», «Корова», «Лисица», «Табун», «Песнь о собаке», «Молотьба» и др. Это стихотворения о природе, людях и животных. Кроме того, выделяются стихотворения с религиозной тематикой: «Колокол дремавший...», «Пасхальный благовест», «Молитва матери». Детям адресован и рассказ «Бобыль и Дружок».
Стихи Есенина появлялись до Октября не только в «Мирке», но и в других детских журналах: «Задушевное слово», «Доброе утро», «Парус», «Проталинка», а также в альманахах. Его стихи наряду со стихами символистов и новокрестьянских поэтов, Саши Черного, М.И.Цветаевой, Д.Бедного представляли «новую русскую поэзию в образцах, доступных детскому пониманию», по словам составителя сборника «Зарницы. Чтец-декламатор для детей» (1923), включившего в него произведения этих авторов.
Ведущий лирический мотив ранней поэзии Есенина — умиленное созерцание жизни. Природа и человек пребывают в состоянии покоя, взаимосогласия. Крестьянский мир устроен Богом, и печать его присутствия лежит на всем: «Гляну в поле, гляну в небо — /Ив полях и в небе рай...»
В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песенной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце. Отсюда — особая лексика, «очеловечивающая» природу:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Источник есенинских образов — народная речь, поэтичная в самой основе. Например, народная загадка развернута поэтом в целую картину:
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.
Поэт широко использовал принятые в народной лирике инверсии («чаще звонкой...»), постоянные эпитеты («белая береза»), олицетворения («Поет зима — аукает, / Зеленый лес баюкает...»). Его метафоры и сравнения легко воспринимаются именно благодаря их родству с народной образностью.
При этом Есенин необычайно свободно обращался с народным языком. В церковных книгах он с детских лет узнавал древний русский язык, отличающийся особой выразительной мо-шью. Большое влияние на формирование поэта оказали и духовные стихи:
За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве.
Эта легкая для восприятия строфа построена весьма сложно. В общей метафоре сравниваются ночное небо и земля. Взгляд героя как бы переносит то, что привычно на земле (ягненок в траве), на небо. Поэт одновременно использует образность народнопоэтическую («небесные коровы», т.е. облака, питают своим молоком землю) и церковно-славянскую (агнец Божий). «Неколебимая синева» — это небесная твердь. Но гуляние ягненочка-месяца в небе дает движение самой неподвижности. Разбуженное воображение читателя может уловить в «голубой траве» неба искры, как от росы на земной траве лунной ночью. Несмотря на свою сложность, этот широкий метафорический образ доступен детскому воображению, которое также стремится к поиску соответствий, внешних и внутренних связей между отдельными частями окружающего мира.
В 1918 году Есенин публикует отдельным, хорошо оформленным изданием стихотворение «Исус младенец». Написано оно не позднее 1916 года. Это поэтическая история по мотивам духовных стихов, которые распевали богомольцы. В стихотворении говорится о младенце Исусе, отдавшем кашу птицам, о птицах, полетевших за хлебом и пшеницей для голодного Боженьки, о добром аисте, качавшем плачущего Исуса в своем гнезде, и о Богородице, по милости которой аист стал «Носить на завалинки / Синеглазых маленьких / Деток». Все образы здесь — Богородица, Исус, птицы — даны в соответствии с православно-крестьянским пониманием связи телесного и духовного.
Надо отметить, что Есенин порой резко расходился с церковным христианством, но именно в период самой искренней веры он создал стихи, вошедшие в хрестоматийный фонд русской детской поэзии.
« Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве», появившаяся в журнале «Пионер» в 1925году, — отклик поэта на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе. Автор с мягкой иронией описывает жизнь и мечты Пети: пастушонок счастливее со своим вечно разбредающимся стадом, чем в страшном сне — на общественном посту. Отметим, что политическая тема решена с «крестьянским уклоном»: народно-христианские мотивы создают подтекст, в котором и выражено авторское отношение, тогда как сам текст сплетен из бытовых мотивов. Так, мораль сказки заключается в словах березы — дерева, чей образ восходит к русской христианской символике и связан с детской поэзией XIX века:
Петя с кротким словом Говорит коровам — «Не хочу и даром Быть я комиссаром». А над ним берёза, Веткой утираясь. Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь — «Тяжело на свете Быть для всех примером, Будь ты лучше, Петя, Раньше пионером».
Особая тема есенинской лирики — маленькие сироты и беспризорники. Ранние стихотворения «Сиротка», «Побирушка» отразили не только личное восприятие этого явления, но и даже в большей степени общий крестьянский идеал ребенка. Здесь сплетаются мотивы безвинных слез и скромных притязаний (нитки бус для Маши-сиротки, куска черствого хлеба для девочки-побирушки). Образ мира трактуется как неправедный, злой, жестокий — и празднично-веселый. Даже ненастная природа ополчается против сиротки, слезы стынут на ветру: «Я в награду твои слезы / Заморозил в жемчуга». Стихотворение «Побирушка» отличается большей поэтической силой благодаря тому, что разрешение конфликта героини со злым, равнодушным миром вынесено «за скобки», к читателю: «И стоит малютка, плачет / Под веселый, резвый смех».
В 20-х годах проблема детей-беспризорников, обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенин одним из первых написал о них (стихотворения «Папиросники» и «Русь бесприютная»).
Всего через три дня после посещения поэтом тифлисского коллектора для беспризорников была написана «Русь бесприютная». Она образует трилогию с «Русью уходящей» и «Русью советской» (все стихотворения появились в 1924 году). Есенина тянуло к беспризорным, он при всяком случае вступался за них', они же чувствовали его отношение и платили взаимностью — оберегали его.
«Я только им пою», — признавался поэт, подчеркивая, что детство и поэзия нераздельны:
Но если б встали все Мальчишки чередой. То были б тысячи Прекраснейших поэтов.
Сочувствие к бесприютным и обездоленным сочеталось с пониманием тяжелейших социальных последствий беспризорности. Однажды Есенин увидел, как по Тверской улице в Москве шла неуправляемая толпа беспризорников. «Вот это сила. Вырастут — попробуйте справиться с ними. Посмотрите на них: в лохмотьях, грязные, а все останавливают и опрокидывают на дороге. Да это ж государство в государстве, а ваш Маркс о них не писал».
Поэзия Есенина — явление классической литературы: читатели всех возрастов, даже самые маленькие дети, на протяжении уже многих поколений находят в ней эстетическое удовлетворение.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 625;