СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ (1873 – 1943).
Рахманинов является крупнейшим представителем реалистического направления в русской музыке начала ХХ века. В музыке Рахманинова проявляются широкие связи с классической русской поэзией, живописью, драматическим театром. Относясь с глубоким уважением к наследию великих мастеров прошлого, он вместе с тем был ярким выразителем идей и настроений своего времени.
Рахманинов, как и Лист, представляет уникальный случай тройственности артистической деятельности. Он являлся гениальным композитором, пианистом и дирижером.
Главная тема его творчества – это тема Родины, с которой связаны образы природы и национальной старины. Рахманинов изображает типично русскую природу с ее молчаливым покоем и затишьем. О нем нередко говорили: «как хорошо он умеет слышать тишину». Образы старины обычно передаются через колокольные звоны и знаменные распевы. Композитор очень любил звуки русских колоколов. Он передавал то радостные, праздничные колокольные перезвоны, связанные с ярмарочной суетой и шумным весельем, то грозные набаты, воскрешающие тревожные страницы русской истории, то переливы дорожных бубенцов и колокольчиков, вселяющие светлые, радужные надежды.
Поэтому Рахманинова часто определяют как «самого русского композитора». В этой характеристике выражены не только объективные качества его стиля, но и его место в мировом музыкальном процессе. Именно творчество Рахманинова объединило и сплавило творческие принципы Московской и Петербургской школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема, связанная с Россией и ее судьбой, с одной стороны, продолжила традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, с другой, - предвосхитила ее раскрытие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Шнитке и др.
Одной из главных особенностей рахманиновской музыки является ее ярчайшая лирика, с которой тесно связана особая мелодичность его произведений. Сам композитор говорил: «Мелодия – душа музыки».
Широкая распевность мелодики Рахманинова коренится в народных основах его творчества, в связях с русской народной песенностью. Это особенно ярко проявляется в мелодиях лирического склада, где преобладают диатоника, поступенное движение, трихордовые попевки, длительное непрерывное развертывание. Отсюда возникло такое понятие, как «бесконечная рахманиновская мелодия», в которой каждая последующая фраза тесно связана с предыдущей без цезур и остановок.
Несмотря на близость народным истокам, в музыке Рахманинова почти нет цитат из народного фольклора. Многие мелодии строятся на длительном напряженном подъеме и нарастании, а затем на таком же постепенном замирании, затухании чувств. В мелодике Рахманинова сложились особенно любимые им обороты:
1) движение от терции лада, обычно минорного, на вводный тон и наоборот;
2) нисходящий хроматический ход с VI пониженной ступенью в гармоническом мажоре;
3) медленно раскачивающиеся мелодии, неизменно возвращающиеся к исходному звуку.
Большим своеобразием отличается рахманиновский ритм, который нередко приобретает самостоятельное образно-смысловое значение. Излюбленный ритм композитора – неизменность, остинатность ритмического рисунка.
Рахманинов писал произведения различных жанров: оперы («Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»), кантаты («Весна», «Колокола»), 3 симфонии, другие симфонические произведения – фантазию «Утес», «Остров мертвых», Симфонические танцы и пр., 4 концерта для фортепиано с оркестром, Рапсодию на тему Паганини, Вариации на тему Корелли, камерные ансамбли, в том числе Элегическое трио («Памяти великого художника»), посвященное Чайковскому, духовные произведения – «Литургию Иоанна Злотоуста», «Всенощное бдение», романсы, произведения для фортепиано и др.
Рахманинов впервые наряду со Скрябиным вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Одним из главных мотивов-символов у него является мотив средневекового хорала Dies irae, который связан с предчувствием катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Злотоуста, 1911 г., Всенощное бдение, 1915 г.), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Неотъемлемую часть творчества Рахманинова составляет его исполнительская деятельность. Как пианист он стал эталоном для многих поколений исполнителей разных стран и направлений. Он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются глубокая содержательность исполнения, внимание к интонационному богатству музыка, «пение на фортепиано», имитация вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил записи многих произведений мировой музыки, на которых учились и продолжают учиться последующие поколения музыкантов.
Плодотворной была и дирижерская деятельность Рахманинова. Впервые за дирижерский пульт он встал в 1897 году в Московской частной опере Мамонтова, с 1904 года состоял дирижером Большого театра. В последствии он дирижировал лучшими зарубежными оркестрами, пропагандируя выдающиеся образцы мировой симфонической музыки.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889 – 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900 – 1909 и 1910 – 1917) и поздний (1918 - 1943).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию: по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926 гг.) он кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального искусства ХХ века, оставаясь неповторимо индивидуальным и не имеющим аналогов в мировой музыкальной практике.
Первый период начинался под знаком позднего романтизма и влияния Чайковского (Первый фортепианный концерт, ранние пьесы). Но уже здесь есть примеры синтеза различных традиций. Одним из первых примеров полистилистики является Трио ре минор, посвященное памяти Чайковского. Еще более смело принципы стилистического синтеза были развиты в Первой симфонии, что послужило одной из причиной ее провала на премьере.
Второй период отмечен становлением зрелого стиля, основанного на интонациях знаменного распева, русской песенности и особенностях позднего европейского романтизма (Второй фортепианный концерт, Вторая симфония). Но уже в «Остове Мертвых» стиль Рахманинова усложняется. Центральным произведением этого периода является грандиозная вокально-симфоническая поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По в переводе Бальмонта..
Поздний «зарубежный» период демонстрирует стиль Рахманинова как сплав различных влияний: традиций русской музыки и джаза, знаменного распева и «ресторанной» эстрады 30-х гг., виртуозного стиля XIX века и токкатности авангарда. В этом заключен глубокий философский смысл – жестокость бытия и утрата духовных ценностей в современном мире. Поэтому в «зарубежный» период Рахманинов больше внимания уделял исполнительской деятельности, чем композиторской. Немалую роль в этом играл и отрыв от родной русской почвы. Наиболее значимыми произведениями этого периода являются: 4-ый ф-ный концерт, Рапсодия на тему Паганини, Вариации на тему Корелли, симфония №3, Симфонические танцы.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 962;