ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА.
Фортепианные произведения составляют самую значительную часть творческого наследия Рахманинова. Усвоив лучшие традиции русского пианизма ХIХ века, Рахманинов создал свой оригинальный стиль, в котором соединились два его дара: композиторский и исполнительский. Для Рахманинова-пианиста были характерны широта, виртуозность, монументальность и в то же время необычайная образность и красочность. Эти качества свойственны были и его фортепианным сочинениям. Несмотря на безупречное техническое мастерство, виртуозность никогда не была для него самоцелью, а лишь средством раскрытия музыкального замысла. Рахманинов писал для фортепиано произведения, как крупных форм, так и малых. Среди крупных произведений – фортепианные концерты, Рапсодия на тему Паганини, Вариации на тему Корелли. Среди малых – музыкальные моменты, прелюдии, этюды-картины, отдельные пьесы.
Первый сборник, вышедший в свет, включал три пьесы – «Элегию», «Полишинель», «Прелюдию cis–moll». Эти произведения сразу полюбились публике, особенно прелюдия. В 1896 году композитор создал цикл музыкальных моментов. Этот цикл состоит из 6 пьес, расположенных по принципу контрастного чередования и движения «от мрака к свету». Первая пара – b-moll и es-moll – еще не имеет цельности и совершенства, вторая – h-moll и e-moll – наиболее популярна и отличается большей зрелостью. Музыкальный момент h-moll – сурово-сосредоточенный, аккордового склада, включает многотерцовые созвучия: нонаккорды, ундецимаккорды. Начинается с краткого мотива, который постепенно ширится и разрастается. Музыкальный момент e-moll – бурно-патетический, вызывает ассоциации с революционным этюдом Шопена, этюдом gis-moll Скрябина. На фоне стремительного бега шестнадцатых в левой руке звучит резко очерченная, декламационная тема в правой руке. Третья пара – Des-dur и C-dur . Последний музыкальный момент – величественно-торжественный.
Прелюдии. Рахманинов создал две серии прелюдий: ор. 23 (1901 г.) и ор.32 (1910 г.). В ор. 23 вошли 10 прелюдий, в ор. 32 – 13 прелюдий, которые вместе с ранней до-диез минорной составляют цикл из 24 прелюдий, охватывающих все тональности квинтового круга. Но строгой тональной последовательности, как у Баха и Шопена, в них нет. Тональности чередованы свободно. Многие прелюдии связаны с пейзажной лирикой. Например, прелюдияор.23№ 4 (Ре мажор) рисует картины летней природы. Форма 2-х частная репризная. Основная тема при повторении варьируется, излагается в новой фактуре. Прелюдия ор. 23 № 5 (соль минор) излагается в трехчастной форме, где сопоставляются суровый марш крайних разделов и широкая, певучая тема среднего раздела. Прелюдия ор. 32 № 5 (Соль мажор) – светлая пейзажная зарисовка. В аккомпанементе квинтоли создают ладовую переменность (Соль мажор – ми минор). Форма – период из 3-х предложений, каждое из которых оканчивается затейливыми оборотами, напоминающими журчание ручейка или щебетанье птиц. Прелюдия ор. 32 № 12 (соль-диез минор) относится также к серии пейзажных, только в ней изображается зимний пейзаж. Мелодия смещена в нижний регистр, а в верхнем как бы передаются звуки дорожного колокольчика. Форма – 2-х частная репризная.
Этюды-картиныобъединены в два опуса – 33 и 39. Этюды ор.33 (6 пьес) были созданы в 1911 году. По образности и характеру они близки прелюдиям, здесь есть и пейзажные зарисовки, и колокольные звоны, и сценки народного быта. Этюды ор.39 (9 пьес) написаны в 1917 году, они отличаются большей напряженностью и драматизмом. Это последние произведения Рахманинова, написанные до отъезда за границу. Этюд-картина ор.39 № 5 (ми-бемоль минор) – бурный, мятежный, взволнованный. К нему можно отнести слова Чайковского, сказанные о собственной симфонии: «Это – лирическая исповедь души, на которой много накипело». Мелодия носит напевно-декламационный характер. В сопровождении – триоли аккордами. Форма – 2-х частная репризная, из-за развитости середины и репризы приближается к 3-х частности
Этюд-картина ор.39 № 6 (ля минор) известен под названием «Красная Шапочка». О содержании этого этюда говорил сам Рахманинов, но образный строй музыки гораздо сложнее и серьезнее. Здесь слышится не столько испуг Красной Шапочки перед волком, сколько ужас и трепет человека перед грозным роком.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН (1872 – 1915)
Скрябин вошел в русскую музыку в конце 90-х гг. XIX в.– начале 900-х гг. ХХ в. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность, смелый новатор. По словам Н. Мясковского, « при помощи совершенно нового, небывалого языка он открыл пред нами такие необычайные эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».
Новаторство Скрябина проявило себя в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки, в специфической трактовке цикла, в оригинальности замыслов и идей. Несмотря на короткий творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки: 3 симфонии, «Поэма экстаза», «Прометей», Концерт для фортепиано с оркестром, 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. Кроме композиторской деятельности, Скрябин много сил и времени отдавал исполнительскому искусству в качестве солиста-пианиста и педагогической работе в Московской консерватории.
Музыка Скрябина – замечательная страница «серебряного века» русской культуры. В ней – чуткое отражение внутреннего мира художника, живущего в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению. Отсюда ее повышенный, доходящий часто до экзальтации, эмоциональный тонус, ее энергетика, ее внутреннее беспокойство, непрерывная изменчивость и прихотливая игра нюансов, передача состояний томления, порыва, утонченный лиризм, отсюда же и ее волевая устремленность, взрывчатость и драматизм. Как писал Асафьев, « музыка Скрябина – это неудержимое глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью».
Скрябин мечтал о широком, «вселенском» значении искусства, о создании такого произведения, которое бы объединило все народы мира в могучем ликовании и заставило забыть о различиях языка, расы и социальной принадлежности. Скрябин помышлял о великом героическом подвиге и считал, что этот подвиг может совершить сам. Но идея героизма носила у него отвлеченный и мистический характер. Это объясняется его философскими взглядами. Скрябин придерживался идей субъективного идеализма и, особенно, его крайней формы – солипсизма(solus ipse – «один я»), согласно которой все создано воображением человека. Он говорил: «Я есмь и ничего, кроме меня и моего сознания, нет и не может быть». Развивая эту мысль, Скрябин пришел, в результате, к самообожествлению. Но лучшие его произведения связаны с реалистическими традициями русского искусства рубежа XIX – XX веков.
Творческий путь Скрябина принято делить на три периода:
1) ранний – 80-е – 90-е годы;
2) зрелый – 1900 – 1909 годы;
3) поздний – 1910 – 1915 годы.
Ранний период. Скрябин довольно быстро проходит стадию творческих поисков. Он много сочиняет. Вначале это были, преимущественно, фортепианные лирические миниатюры в духе обожаемого им Шопена (прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки) или произведения, наполненные «листовским» пафосом (Двенадцатый этюд, ор. 8; Прелюд es-moll, ор. 11 и др.).
В этот период его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом. Начинают публиковаться его произведения издательством Беляева, который высоко ценил гениального молодого композитора. Расширяются связи с другими музыкантами, например, с членами «Беляевского кружка». Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. В зарубежной прессе его называют «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом с крупной индивидуальностью и философом; он – весь порыв и священное пламя». В эти годы им сочинены 12 этюдов, 47 прелюдий, две пьесы для левой руки, 3 фортепианные сонаты, Концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии и др.
Зрелый период.Он совпалс высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, где знакомится с Плехановым, вновь обращается к идеям известного философа Трубецкого. Душевные переживания этого периода связаны с изменениями в личной жизни – уход от жены В. Исаакович – прекрасной пианистки, пропагандировавшей его музыку, и сближение с Т. Шлецер. Из Швейцарии Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Америку и везде пользовался грандиозным успехом. Творческими вершинами этого периода стали Третья симфония («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», Четвертая и Пятая сонаты, этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др. В это же время Скрябин вынашивает идею создания грандиозной «Мистерии», подсказанной ему Вяч. Ивановым. «Мистерия» маслилась как совершающееся где-то в Индии соборное действо, в которое должны были бы быть вовлечены и люди, и весь окружающий мир, и все искусства, возглавляемые музыкой. Участники действа должны были бы соединить в себе «мир и дух», тем самым достигнуть полного освобождения и преображения. Идея «Мистерии» раскрывала мечту Скрябина о новой эре, когда человек, победив зло и страдание, станет равным Богу.
Поздний период. Он ознаменован возвращением в Россию и окончательным обоснованием в Москве. В этот период Скрябин ищет новые средства для воплощения мистических идей, которые становятся основой его творчества. Он сближается с эстетикой символизма, импрессионизма и экспрессионизма. Ссимволистами связывают причудливая изысканность, загадочность, зашифрованность, таинственность. С импрессионистами – излюбленные ими нежные, «тающие» звучания, «воздушные пустоты», образуемые сопоставлением отдаленных регистров, прозрачность и легкость фактуры. С экспрессионистами – склонность к выражению предельно напряженных состояний экстаза, полета без цели, порывистость ритмики, подчеркнутая острота интонаций. В этот период он пишет сонаты (№№7 – 10), фортепианные поэмы – «Маска», «Странность», «К пламени». Но самым значительным произведением «позднего» Скрябина явилась поэма «Прометей» («Поэма огня») с участием громадного состава оркестра, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов ( в партитуре выписана дополнительная строка для несуществующего в то время светового инструмента).
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 1342;