Александр Александрович Блок
А.А.Блок (1880—1921) — крупнейший поэт-символист младшего поколения. Главная тема его поэзии — Родина, древняя, современная и будущая, та, чей лик, подобно лику Незнакомки, скрыт «за темною вуалью». Поэт вслушивался в «музыку революции», пытаясь угадать ход истории: «Если мы только выправимся после этого потопа, нам предстоит перенестись на крыльях в эпоху великого возрождения, происходящего под знаком мужественности и воли...» («Записные книжки», 1915).
Под этим же знаком Блок представлял воспитание детей, которым предстоит войти «во все более тесное общение с народом», столкнуться «с так называемым невежеством, темнотой, цинизмом, жестокостью и т.п.». Детям нужно учиться технике, ибо «...нельзя забывать о том, что наш век — '"век железный" и что всякая сентиментальность по отношению к детям в наше время есть великий грех, потому что может развить в них бездеятельность, апатичность, неприспособленность к жизни, следовательно, сделать из них несчастных безвольных людей», — так звучит педагогическая заповедь Блока в тех же «Записных книжках».
Обратиться к вопросам воспитания поэту пришлось в связи с завязавшимся спором о жестокости в народной сказке. Блок выступил в защиту подлинной народности, против фальсификаторов, которые отфильтровывали из народной сказки все. что лишает ее спокойной благостности. По мнению поэта, они наносили большой вред и сказке, и детям. Блок подчеркивал глубинные корни жестокости в сказках, порожденных не индивидуалистическим, а всенародным творчеством. Нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.
«Сочинять» будущий поэт начал лет с пяти-семи. Литературно-речевым играм весьма способствовала домашняя обстановка: его бабушка, мать и две тети (по линии Бекетовых) занимались переводами. Немало научно-познавательных и художественных произведений, обогативших русскую детско-подростковую литературу, переведены или переделаны ими: Я.Брэм, Ч.Дарвин, Г. Би-чер-Стоу, Ч.Диккенс, В.Скотт, Б.Гарт, Жорж Санд, В.Гюго, Ж. Берн, Р.Л.Стивенсон, Г. Р.Хаггард и др. Для маленького Александра писали стихи и сказки. Мать его Александра Андреевна публиковала собственные стихи для детей. Ее сестра Мария Андреевна изучала детскую литературу; в частности, она познакомила русских читателей с биографией Андерсена.
Из поэтов выше других мальчик пенил Жуковского, и в целом его развитие совершалось в традициях литературы XIX века. Бабушка и дед (известный ученый-ботаник) лично знали Гоголя, Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, и рассказы о них часто звучали в доме. Впоследствии Блок считал удачей, что он избежал влияния декадентства в ранние годы и сохранил «любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении». О детстве, проведенном в «благоуханной глуши маленькой усадьбы», он вспомнит в поэме «Возмездие» (1910— 1921).
Детским увлечением Блока была «журналистика». Из собственных сочинений, фотографий, вырезок, рисунков, шарад, ребусов, загадок и т.п. составлял он маленькие книжечки и журналы.
Самым солидным оказался журнал «Вестник»1. Дело было поставлено на широкую ногу. «Редактор-издатель — г-н А. А. Блок» набрал штат сотрудников, куда входили юные и взрослые члены семьи, а также друзья дома. Должность цензора была отдана одной из его теток. «Вестник» выходил ежемесячно в одном экземпляре, начиная с 1894 года по январь 1897-го. Сохранился комплект из 37 номеров с полугодовыми приложениями. Блок аккуратно от руки писал все тексты, оформлял номера, собирал редакционный портфель, объяснялся с читателями, объявлял условия подписки, гонорара и т.п. (образцами ему служили настоящие журналы, вроде «Нивы»). Он явно получал удовольствие от техники литературного дела. Помимо основного беллетристического отдела были и «Научный отдел», юмористические отделы, отдел «Новости», отдел ребусов, шарад и загадок. С первых номеров выходит «роман» Блока, написанный под влиянием Майн Рида, — «По Америке, или В погоне за чудовищем». Приключения вообще составляют заметную часть «публикаций». Кроме того, много переводов, дидактических произведений, слишком похожих на истории в детских журналах. Есть и лирические стихотворения Блока.
Детские стихи будущего поэта посвящены в основном природе. Например, «Конец весны»1:
Весна! Весна! Поют стрекозы.
Весна! Весна! Поют птенцы;
Уж в чистом поле там жнецы.
Кузнечики в траве стрекочут.
Как будто хочет
Пленить лягушечек в пруду!
В свою потеху,
Да не совсем-то к смеху!..
Судя по произведению, слух мальчика был уже напитан стихами любимого Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова. Заметно, что подражание здесь — только часть игры словами, образами, ритмами, звуками. Автору нравится сочетание книжно-поэтического слова со словом разговорно-детским — «пленить лягушечек». «Потеха» в концовке оттенена назидательной интонацией, подобно дидактическим стихам для детей. «Ломанный» стихотворный размер указывает на знакомство ребенка с театром Петрушки. Пробующий поэтический голос мальчик смешивает народную и литературную традиции, не расставаясь с собственной детской речью.
Впоследствии, рецензируя детские издания, Блок будет судить о них не только с позиции критика-взрослого, но и прибегая к памяти детства. Близость к народному творчеству и детскому мировосприятию для него — два главных критерия в оценке детских изданий.
Работа Блока в детской литературе была не столько решением воспитательных задач и продолжением семейных традиций, сколько поиском новых путей искусства. Еще в начале своего творческого пути, в статье «Краски и слова» (1905) Блок ополчился на «школьные понятия современной литературы», прежде всего на «ярлычок "символизм"». «Ярлычкам» отвлеченного миропонимания он противопоставил детское видение конкретного, воплощенного мира: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. Детям приятно нарисовать все, что можно; а чего нельзя — того и не надо. У детей слово подчиняется рисунку, играет вторую роль.
Ласковая и яркая краска сохраняет художнику детскую восприимчивость, а взрослые писатели "жадно берегут в душе остаток чувства"».
Молодой Блок поставил детское выше взрослого, живопись — выше литературы; новый подход и поэтическому творчеству открывался ему во внесловесном восприятии: «Живопись учит детству. Она учит смеяться над слишком глубокомысленной критикой. Она научает просто узнавать красное, зеленое, белое».
Подобные идеи исходили от одного из учителей творческой молодежи — живописца И. Е. Репина. Именно он был редактором студенческого сборника, в котором впервые появились стихи Блока. В «репинский кружок» входил К.И.Чуковский; надо полагать, что его известное требование к детским поэтам давать в каждой строке сюжет для рисунка рождалось в общении с великим художником, который и сам оформил несколько детских книг. Блок и Чуковский поддерживали добрые и уважительные отношения.
Вопрос о том, писал или нет Блок стихи для детей, решается не просто. Поэт отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, работал над вариантами, устраняя темные для наивного понимания места. До войны он сотрудничал с детскими журналами, в первую очередь с «Тропинкой». Опыт журнальных публикаций пригодился в подготовке для детского отдела издательства И.Д.Сытина двух сборников: «Круглый год» — для читателей младшего возраста, «Сказки» — для среднего возраста (оба вышли в 1913 году). Однако стихи, появлявшиеся в детских изданиях, могли быть помещены автором и в издания для взрослых.
Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Открывает годовой круг стихотворение «Вербочки», впервые увидевшее свет в «Синодальном Букваре». Его сюжет связан с весенним обычаем приносить в Вербную субботу огонек из церкви домой. Прозрачные, легкие, как светлая акварель, стихи передают гармонию, царящую в душах детей и взрослых накануне «святого дня». Замыкает сборник стихотворение «Рождество», написанное по заказу редакции «Тропинки». Таким образом, в поэтическом календаре обозначены важнейшие христианские праздники — Пасха и Рождество. Каждое стихотворение сборника выражает лирическое состояние, наиболее характерное для данного времени года. Реалистически конкретные образы и детали складываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
Слово «весна» звучит лишь в последней строчке, но оно подготовлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна — время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.
В стихах «Круглого года» нет ничего символистского: их подтекст образован непосредственно наблюдаемой картиной, и только. Вместе с тем в этих стихах видны типичные для Блока приемы. Например, в стихотворении «Снег да снег» сталкиваются черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Все стихи отличаются спокойствием чувств, реализмом описаний.
Если лирический герой «Круглого года» — «дитя добра и света», живущее в «золотом веке», то герой сборника «Сказки» переживает драму перехода в «железный век».
Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Болотные чертенята», «В голубой далекой спаленке...», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Вероятно, поэт считал, что стихи трагического накала, воскрешающие Древнюю Русь в современной национальной памяти, особенно нужны детям в начале «тревожных и мятежных дней». Один из сильнейших поэтических образов — Гамаюн — появился под впечатлением от эскиза живописца В.М.Васнецова, разрабатывавшего древнеславянские сюжеты. «Болотные чертенята» были написаны под влиянием мифопоэтической прозы писателя А. М. Ремизова.
Блок не отрицал специфику детских изданий, но и не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии были для него едины, поскольку тайна поэта, в его понимании, — в сохранении детского взгляда на мир. Цельностью мировоззрения поэта можно объяснить тот факт, что в детских изданиях появлялись стихотворения не только простые и ясные («Зайчик», «Учитель» и др.), но и с очень сложными подтекстами, такие как «В голубой далекой спаленке...» и «Сусальный ангел».
Стихотворение «В голубой далекой спаленке...» связано с семейной драмой Блока. Оно продолжает одну из традиций русской сентиментально-романтической поэзии XIX века — поэтизировать детскую смерть. Эта тема отнюдь не была табуирована в детской литературе, а, наоборот, активно разрабатывалась на страницах детских изданий. «Сусальный ангел» представляет собой образец философской лирики Блока, обращенной к читателям всех возрастов.
Незадолго до смерти Блок составляет сборник «Отроческие стихи», включив в него произведения, относящиеся к началу его «серьезного писания» — к 1898 году (он вышел посмертно в 1923 году). Известнейший поэт выставил напоказ начальную инфантильность своего гения, тем самым подтвердив сказанное о себе раньше — «он весь дитя добра и света». Исходя из блоковского понимания собственного творческого пути, не только юношеские шедевры, вроде стихотворения «Я стремлюсь к роскошной воле...», но и менее совершенные произведения, с остаточной отроческой наивностью, являют собой факты искусства. Пример Блока имел значение для утверждения наивного творчества и развития «детской» поэтики литературы.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 618;