МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ.
Причины активности человека и животных изучались мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в жизни человека. Аристотельсчитал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, являющееся источником активности человека, имеет природное основание.
В зарубежной психологии проблема мотивации рассматривалась психологами разных школ, приведу несколько примеров.
Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты:
· инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных - половая потребность;
· поддержание жизни - физические потребности и инстинкт агрессии, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение.
Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда создает побуждение, которое приводит организм в состояние активности.
Гуманистическая психология.А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.
Концепция мотивов и потребностей в Российской психологии всегда рассматривается на основе деятельностного подхода, в полемике двух психологов,
С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, их теории как бы дополняют друг друга.
Время создания "теории деятельности" (1920-1930 г), разрабатывалась двумя учеными параллельно и независимо друг от друга, опираясь на труды Л.С. Выготского и философскую теорию К. Маркса. Теория деятельности, сформулированная А.Н. Леонтьевым,привлекла внимание всего сообщества отечественных психологов как новое “видение” проблемы деятельности с позиций психологической науки.В то же время, она вызвала множество разнообразных точек зрения на возможность и перспективы ее применения на практике.
По мнению отечественных ученых, принцип единства сознания и деятельности предполагает включение сознания в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем,основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном - деятельностный подход к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической.
С.Л. Рубинштейн: «процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития и взаимодействия с миром (предметный, социальный).
Л.Выготский, С.Рубинштейн -Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.
Таким образом, был предложен новый продуктивный метод психологического познания, получивший название «единство сознания и деятельности». Психология открывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая и практику исследовательского труда).
Психологический тезис деятельности:не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание (основной принцип: «единство сознания и деятельности»). Формируясь в деятельности, психика и сознание, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство, но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения: сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе, через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.
Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики. Поэтому она, как уже указывалось выше, и является одним из важнейших методологических положений российской психологии.
Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, которая рождает деятельность субъекта, именно потребность является источником активности.
Наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что в окружающем мире способно удовлетворить его потребность. В этом случае, наступает состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но не ясно, что именно». Естественно, такая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в деятельности,что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер, препятствие на пути достижения потребности. Это состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней.
Разрядка потребностипроисходит в том случае, если она опредметилась, т.е. имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет потребности называется в теории деятельности мотив. Необходимо помнить о том, что разделение потребности и мотива свойственно только этой теории, так как в других (например, в психоанализе или гуманистической психологии) эти термины тождественны, т.е. мотив-потребность одновременно является и источником энергии, и целью деятельности.
Появление мотива ведет к появлению деятельности, направленной на его достижение.
Таким образом, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Выстраивается последовательность, раскрывающая направление развития деятельности: потребность - мотив — деятельность. Потребность является внутренним психическим состоянием, в то время как мотив и деятельность — внешними, объективно наблюдаемыми проявлениями психики. Так как возможно выстроить достоверное, в частности, экспериментальное исследование внешней деятельности и ее связи с мотивом, то возможно изучение внутренних психических состояний и деятельностей на основании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив и деятельность по его удовлетворению.
Мотив – предмет потребности и предмет деятельности по А.Н. Леонтьеву.
В мотиве встречаются потребление благ и производство благ.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 384;