Протестное голосование
Сомнение в способности партий решать стоящие перед обществом проблемы порождает феномен так называемого «негативного голосования», т.е. голосования не за того, кому необходимо оказать поддержку, а против того, кто отвергается. По мнению многих наблюдателей, важную роль с точки зрения результатов президентских выборов в США в 1980 г. сыграл «негативный фактор», т.е. желание избавиться от Дж. Картера. Согласно опросу общественного мнения, проведенному службой Янкеловича незадолго до выборов, 43% избирателей заявили, что, отдавая свои голоса за Рейгана, они фактически голосуют против Картера. В 1980-х гг. этот феномен особенно отчетливо проявился в европейских странах, где правящие партии вынуждены были уступить место у власти оппозиционным партиям зачастую не в силу изменения партийно-политических предпочтений избирателей, а в результате негативного отношения к партиям, стоящим у кормила власти.
В российской избирательной практике достаточно популярной была позиция «против всех», однако на думских выборах 2007 г. этого пункта в бюллетенях не будет. Считается, что это заставит избирателей принимать решения, а не уходить от ответственности за свой выбор.
9.2.5. Недоверие населения к политическим партиям и снижение роли последних как инструмента политической социализации граждан
Длительные традиции существования псевдопартий в странах социалистического блока обусловили недоверие населения к политическим объединениям. Это длительное время, а в ряде мест и до сих пор, мешает полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. При этом борьба за выбор направления общественного развития, поиск ценностей, консолидирующих социум, создает источники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их превращению как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.
Это закономерный процесс. Например, во второй половине 1970-начале 1980-х гг. в Греции, Испании и Португалии в процессе перехода от авторитарных к буржуазно-парламентским режимам именно партии стали одними из наиболее активных институтов, способствовавших утверждению новых политических систем.
С другой стороны, многие партии, привыкнув к роли постоянного звена в процессе принятия государственных решений, зачастую свою главную цель усматривают в борьбе против правительства, а не в завоевании электората. А это не может не сказаться на отношении к ним населения.
Сегодня, по мнению немецкого теоретика К. фон Бойме, партии, усилив свою роль в отборе политических элит, в то же время в определенной степени утратили влияние на политическую социализацию граждан. Ощутимой тенденцией во многих западных демократиях стало снижение партийной идентификации. Укрепив демократические ценности в политической жизни, партии кое-где начинают «уходить в тень»,тем самым повышая шансы менее формализованных и гибких посредников в отношениях между населением и властью. Эти веяния времени и в самих партиях стимулируют тенденции децентрализации и усиления роли местных организаций, способствуют ослаблению требований к партийной дисциплине, обусловливают расширение связей с разнообразными неформальными объединениями граждан, различными структурами гражданского общества.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 465;