Виды социальной стратификации
Стратифицированное ранжирование (градация) групп может производиться по разным основаниям (ресурсам), каждый из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий между группами. У. Уорнер [128 -115] выделил следующие значимые для общества группы:
· высший слой высшего класса;
· низший слой высшего класса;
· высший слой среднего класса;
· низший слой среднего класса;
· высший слой низшего класса;
· низший слой низшего класса.
Достаточно типичны и характеристики социальной структуры с точки зрения выделения социальных групп:
· большие (классы, профессиональные группы, этнические общности и др.);
· средние (производственные и некоторые территориальные объединения);
· малые группы (семьи, соседские общины и т.д.);
а также с точки зрения указания на специфику:
· целевые (функционирующие в соответствии с заранее установленными целями);
· социально-психологические (неформальные) объединения.
Однако более популярными оказались приемы, кладущие в основу социальной стратификации объективно существующие различия в обладании теми или иными ресурсами. Так, К. Маркс [93,94] предложил вариант дифференциации общества на классы, разделяющий большие группы людей по их отношению к средствам производства и потому предполагающий жесткую привязанность индивидов к такого рода группам. В соответствии с его взглядами в зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических отношений исторически сложились четыре типа социальных структур:
· рабовладельческая структура (существует два основных класса: рабы и рабовладельцы);
· феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян + сословия и различные группы интеллигенции);
· капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие; предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники);
· социалистическая структура (рабочий класс является основным).
Широкое влияние на научную мысль оказал подход к социальному стратифицированию, разработанный М. Вебером [30]. В качестве факторов, определявших неравенство в распределении ресурсов между группами, он предложил рассматривать:
· богатство, определяющее положение социальной группы в зависимости от величины присваиваемых ею благ (в связи с чем он выделял «имущие» и «приобретающие классы»);
· престиж, выражающий принятые в обществе оценки и стандарты относительно предпочтительного образа жизни того или иного слоя;
· власть, характеризующую способность различных групп оказывать преимущественное воздействие на сферу управления, сущность общества в усилении разнообразия.
Дополняя и развивая положения М. Вебера, его многочисленные последователи предлагали собственные варианты описания социальной структуры общества. Например, известный американский ученый Б. Барбер [12] помимо профессионального престижа, степени властного могущества, а также различий в богатстве предлагал учитывать также различия в образовании людей, религиозные признаки, родственные и этнические характеристики. По его мнению, в соответствии с этими признаками можно выделить:
· высшую страту профессионалов и администраторов;
· группу технических специалистов среднего уровня;
· коммерческий класс;
· мелкую буржуазию;
· группу техников и рабочих, осуществляющих руководящие функции;
· группу квалифицированных рабочих;
· группу неквалифицированных рабочих.
В последнее десятилетие некоторые западные и отечественные ученые обратили внимание и на ряд сравнительно новых социальных источников политических отношений. По их наблюдениям, в процессе интенсивного динамичного развития в позднеиндустриальных обществах наметились устойчивые тенденции к диверсификации и индивидуализации общественного положения людей. Это выразилось, прежде всего, в возникновении и даже усилении различий социокультурного характера:
· в среде молодежи стали активно формироваться группы устойчивых приверженцев альтернативных, контркультурных ценностей (хиппи, панки);
· ряд традиционных социальных различий перестал отражаться на образе жизни отдельных групп (например, многие рабочие в силу повышения материального благосостояния стали вести образ жизни буржуазных слоев);
· в области семейных отношений начали появляться формы однополовых связей, ломающие привычные стандарты поведения людей, характерные для данной общности, и т.д.
Таким образом, в результате ослабления, а подчас и разрушения социальных привязанностей людей к традиционным общественным группам, они становятся свободными от социальных форм индустриального общества: класса, семьи, слоя и положения, обусловленного полом. Причем, как было отмечено исследователями, такие социальные подвижки, новые социальные дифференциации людей коррелируют и с рядом устойчивых тенденций в политической жизни, например, с расширением форм индивидуального политического участия, ослаблением партийной идентичности, ростом поддержки независимых политических деятелей и т.д.
Обобщая сложившиеся подходы в определении социальных различий, способных приобрести остроту в восприятии группами своих интересов и инициировать их политическое участие, исследователи выделяют следующие типы:
· территориально-языковую социальную стратификацию (между жителями Приморья и Воркуты, Башкирии и Москвы и т.д.);
· демографическую, характеризующую половозрастные особенности различных слоев населения (молодежи и пенсионеров, женщин и мужчин, детей из полных и неполных семей и т.д.);
· этноациональную, выделяющую различия родственных и этнических общностей (между теми или иными семейными группами, людьми, принадлежащими, скажем, к казахской нации и калмыцкой народности, коренной и некоренной нациям и т.д.);
· конфессиональную, отражающую различия между людьми, которые придерживаются различных религиозных убеждений (между верующими и атеистами, представителями различных вероисповеданий);
· социокультурную, фиксирующую различия в стилях поведения людей, их жизненных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах их поведения;
· социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);
· социально-психологическую, отображающую различия между людьми с точки зрения общественного признания важности и значимости их статусов и форм поведения (например, в виде престижа и уважения разнообразных человеческих объединений);
· позиционную, указывающую на различия между людьми по степени их властного могущества, влияния на принятие управленческих решений.
Наличие разных страт непременно включает в себя и субъективное ощущение людьми своей принадлежности к данной конкретной общности (идентификацию). Она означает уровень освоения человеком групповых ценностей, норм, притязаний и потому является показателем и фактором внутренней сплоченности группы, ее целостности и интегрированности. При этом овладение нормами и ценностями группы способно выступать самостоятельным источником активности человека, его продвижения в обществе. Не случайно Дж. К. Дэвис [57] и В. Мур [133 -105] видели в социальном расслоении «баланс» затрат (на которые человек идет ради завоевания притязаний) и вознаграждения (получаемого им статуса).
Каждый из перечисленных типов групповых различий свидетельствует о реально существующем расслоении населения и может стать источниками политической активности граждан. Однако отдельные виды социальных различий могут быть преодолены за счет использования группами механизмов самоорганизации, более полного использования внутренних возможностей для роста экономических показателей жизни своих членов, укрепления солидарности с другими социальными общностями и т.д. При этом мотивация к использованию политических форм урегулирования межгрупповых противоречий и, более того, социальная напряженность в поведении людей могут возникать даже при понимании одной только разницы социальных статусов. Как отмечает С. Липсет [87], «когда люди занимают несовместимые социальные положения, два взаимопротиворечивых статуса могут <...> даже вызвать к жизни <...> экстремистскую реакцию».
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 404;