Основания и общие условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности
Основанием для привлечения лица к участию в ОРД является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач ОРД.
Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон и иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих ОРД, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства
Общие условия для привлечения лица к участию в ОРД подразделяются на основные (обязательные) и факультативные.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона об ОРД среди основных (обязательных) условий для привлечения лица к участию в ОРД выделяют:
1. К участию в ОРД можно привлекать только отдельных (физических) лиц, но не юридических лиц, каких-либо общественных организаций и т.п.
2. Такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе.
Добровольность оказания помощи органам, осуществляющим ОРД, является основополагающим положением (принципом) института сотрудничества граждан с оперативными аппаратами. Он означает сознательное принятие решения об оказании содействия в подготовке и проведении ОРМ соответствующим лицом. Такое решение может быть принято самостоятельно (в инициативном порядке) либо является следствием согласия на мотивированную просьбу оперативных работников.
3. При привлечении лица, к участию в ОРД требуется его согласие с сохранением по его желанию конфиденциальности сотрудничества (ч.1 ст.18 Закона об ОРД).
По желанию конкретного человека орган, осуществляющий ОРД, обязан обеспечить конфиденциальность (тайну) истинного содержания сложившихся между ними отношений. Принцип конспирации выступает здесь, во-первых, как гарантия соблюдения законных прав и интересов граждан, во-вторых, в качестве необходимого организационно-тактического условия эффективной помощи общественности в борьбе с преступностью.
Конфиденциальность сотрудничества обеспечивается использованием комплекса правовых, организационных, оперативно-розыскных, технических и иных мер с целью недопущения расшифровки истинного содержания отношений, сложившихся между конкретным человеком и органом, осуществляющим ОРД, перед должностными лицами и гражданами. Условия и порядок предания гласности подобной информации установлен ч. 2 ст. 17 Закона об ОРД, а также специальными ведомственными нормативными актами.
Обязанность соблюдения конспирации возлагается не только на соответствующие государственные органы, но и на оказывающих содействие лиц. Они обязаны сохранять в тайне служебную информацию, ставшую им известной в ходе сотрудничества, равно как и нести ответственность за качество сообщаемых сведений, их соответствие реальной действительности.
Таким образом, при даче согласия лицо должно действовать понимая свое предназначение. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия (интеллектуальный момент согласия). Вместе с тем, желание лица (волевой момент согласия) может быть выражено как непосредственно (т.е. активно желает сотрудничать с оперативно-розыскным органом), так и опосредственно (пассивно, т.е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при чем его воля при этом направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения).
Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).
Отметим, что инициатива о возможном сотрудничестве может исходить и от оперативного работника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо самостоятельно. Оно должно быть выражено не двусмысленно, а утвердительно. Для получения согласия у любого лица оперативный работник (оперативные органы) не вправе использовать физическую силу или психологическое насилие.
Факультативные условия относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе. Первым из этих условия является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества. Вторым – заключение контракта.
Конфиденты
Конфиденты – это отдельные физические лица, с которыми оперативные подразделения ОРО, установили на платной или безвозмездной основе отношения государственного сотрудничества, предполагающие оказание этими гражданами указанным оперативным аппаратам содействия на конфиденциальной основе в разрешение возложенных на них задач.
Лица, содействующие органам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, содействующим на контрактной основе органам, осуществляющим ОРД, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Закон об ОРД не устанавливает какой-либо единой (унифицированной) формы конфиденциального сотрудничества. Наиболее типичными на практике являются: устная договоренность, подписка о сотрудничестве лица с конкретным оперативно-розыскным органом (расписка) и контракт.
Лиц, конфиденциально содействующих оперативно-розыскным органам на негласной основе принято называть агентами. Агент – это лицо, которое в соответствии с оперативно-розыскным законодательством конфиденциально сотрудничает с оперативно-розыскным органом. Агент должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения задания.
Конфиденциальность является специфической формой правовых отношений между двумя сторонами (представителем государства и гражданином). Она характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обоих сторон.
Непосредственно в Законе об ОРД указаны следующие права конфидента:
· на заключение контракта с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст.18);
· на расшифровку (ч. 2 ст. 17);
Так, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, оказывающих или оказывавших оперативно-розыскному органу содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных Законом об ОРД (ч. 2 ст. 17), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 22);
· на получение вознаграждения и других выплат, применение к ним иных мер материального характера, которые в декларациях о доходах не указываются (ч.4 ст.20)
Таким правом обладают лица, сотрудничающие с оперативно-розыскными подразделениями как на контрактной основе, так и на бесконтрактной основе. Основания, порядок, размеры, виды и другие вопросы финансового обеспечения сотрудничества граждан с органами, осуществляющими ОРД, регламентируется соответствующими ведомственными нормативными актами.
· на исчисление трудового стажа и пенсионного обеспечения (ч. 5 ст. 20);
· на единовременное пособие и пенсию по инвалидности (ч.6 ст. 20)
Так, при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, телесных повреждений, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с оперативно-розыскными органами по состоянию здоровья, указанному лицу из средств республиканского бюджета выплачивается единовременное пособие в размере до пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Республики Беларусь назначается пенсия по инвалидности (ч. 8 ст. 20).
Для лица, извившего желание оказывать содействие в осуществление ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил следующие обязанности.
Первая состоит в том, что лицо должно сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (ч. 1 ст. 18). Она обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации.
Вторая – не предоставлять заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 18). Она связана, с одной стороны, с необходимостью не допустить оговора какого-либо, а с другой – не допустить отвлечение оперативных сил и средств на ложный объект, т.е. направить оперативно-розыскной орган по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу ОРД и достичь цели – обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.
Предоставление заведомо ложной информации является разновидностью фальсификации информации.
Деятельность сотрудников оперативных подразделений по сбору и проверки при помощи конфидентов оперативно-розыскной информации, как правило, направлена на обеспечение безопасности государства и используется в сфере уголовного преследования. Здесь четко прослеживается определенная тенденция: указанная цель может быть достигнута путем использования информации, добытой исключительно с соблюдением гарантий конфиденциальности. В связи с этим в ОРД выработаны основные подходы к пониманию данной проблемы и варианты воплощения ее в жизнь. Прежде всего, это установление законодателем такой нормы, как привилегия конфидента. Она означает, что правительство имеет право не разглашать сведения о лицах, предоставляющих оперативно-розыскным органам информацию о нарушениях закона. В итоге разрешается такая задача, как обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона, поскольку привилегия исходит из обязанности граждан сообщить о совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях, и обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя анонимность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности.
Далее оговорим условия, при которых обеспечивается конфиденциальность. Считается, что она может быть гарантированна, если добытая информация может способствовать предотвращению и раскрытию намерений, противоречащих интересам государства, а также уголовно наказуемых деяний, относящихся к сфере профессиональной и организованной преступности, то есть тяжких и особо тяжких преступлений.
Безусловно, возможны отдельные ситуации, требующие разглашения данных о личности конфидента. Однако они рассматриваются как исключения из строго правила, обусловленные конкретными обстоятельствами каждого уголовного дела, прежде всего характером инкриминируемого преступления, возможными методами защиты обвиняемого и значением в связи с этим показаний информанта. Однако и здесь устанавливается особая процедура разрешения данной проблемы.
Существуют и иные условия, достаточно прочно гарантирующие конфиденциальность физическим лицам, негласным участникам ОРД (регистрация данных об их личности, особенности руководства ими и т.п.). Таким образом, оперативно-розыскные органы используют, практически, все возможности для сохранения тайны в данной сфере криминального сыска, что полностью соответствует интересам конфидентов как круга людей, подвергающихся особому риску.
Если же государство принимает законы, позволяющие предавать огласке сведения о личности конфидентов вопреки их согласию, или допускает в прессе компании, осуждающие их, то это создает опасный прецедент на будущее, поскольку все спецслужбы в мире пользуются помощью граждан, не являющихся их кадровыми работниками. Основной принцип сотрудничества – гарантия неразглашения контактов.
Конфиденциальность распространяется как на факт связи физических лиц с оперативными подразделениями, так и на данные об их личности и местопребывании.
Данные о физических лицах, конфиденциально содействующих оперативным подразделениям, содержание поступающей от них информации фиксируется в оперативно-служебных документах лишь в объеме, необходимом для определения результатов конфиденциального сотрудничества.
Должностные лица оперативных подразделений в процессе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства запрещается отвечать на вопросы о конспиративных действиях физических лиц и об иных данных конфиденциального характера.
В целом признается, что конфидент как лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно может предоставлять информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники оперативных аппаратов, в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений, разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении конфидентов. Исходным положение здесь является разделение конфидентов на различные классификационные группы. Подразделение конфидентов на группы осуществляется в соответствии с нормативными актами, которые являются закрытыми и используются только соответствующими оперативно-розыскными органами.
Осуществляющие ОРД сотрудники имеют право заключать контракты с лицами, оказывающими им содействие. Ч. 2 ст.18 содержит общие правовые условия заключения контракта. Его можно заключать только с лицом, достигшим 18-ти лет и дееспособным. Указанные ограничения обусловлены комплексным характером возникающих при контрактной форме сотрудничества отношений, которые регулируются нормами Закона об ОРД, трудового законодательства, а также подзаконных нормативных актов.
В оперативно-розыскном законе отсутствуют иные ограничения (гражданство, национальность, пол, вероисповедание, политические убеждения и т.д.), препятствующие заключению контракта. Обязательным тактическим условием контрактной формы сотрудничества является возможность лица оказывать систематическую (постоянную) помощь в борьбе с преступностью либо содействовать в решении сложной задачи (например, раскрытии тяжких, серийных, вызвавших большой общественный резонанс преступлений).
Заключение контракта (договора) порождает определенные правовые последствия, главными из которых является права и обязанности сторон. Типовые формы контракта, порядок его заключения и расторжения регламентируется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД. Это обусловлено необходимостью сохранения в тайне сведений о личности негласного сотрудника и иной конфиденциальной информации. Однако во всех случаях по своей форме и содержанию контракт должен отвечать соответствующим требованиям трудового законодательства.
Для контрактной формы конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными аппаратами ч. 3 ст. 18 устанавливает ряд дополнительных ограничений. Запрещается использовать содействие на конфиденциальной основе следующих категорий лиц:
1. Депутатов всех уровней;
2. Судей;
3. Прокурорских работников;
4. Адвокатов;
5. Священнослужителей и представителей официально зарегистрированных организаций.
Подобный запрет следует рассматривать как одну из дополнительных гарантий соблюдения законности в ОРД с целью недопущения возможности неправомерного влияния на законотворчество, отправление правосудия, деятельности религиозных организаций.
Говоря об используемом в Законе об ОРД термине «прокурорские работники», следует отметить, что речь идет о следователях и прокурорах всех уровней. Запрет на заключение контракта не распространяется на технический и иной персонал органов прокуратуры, непосредственно не реализующий функцию предварительного следствия и надзора за соблюдением законности.
Особо следует отметить, что Закон не запрещает органам, осуществляющим ОРД, устанавливать отношения конфиденциального сотрудничества без заключения контракта с вышеуказанными категориями лиц.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 122;