Суицидальное поведение подростков
Количество самоубийств среди подростков за последние 15 лет удвоилось, а в некоторых странах даже утроилось (Франция) и стоит на 2—3 месте среди причин смертей подростков. Наибольшая частота самоубийств приходится на возраст в 15—24 года. За прошедшие 30 лет число суицидов у 5—14 летних выросло в 8 раз. Во множестве несчастных случаев суициды не были раскрыты.
В Японии в 1970 г. одинокие подростки от 15 до 19 лет более чем в 2 раза чаще (36,3 на 100000), чем женатые в этом же возрасте (16,7) совершали самоубийства. Одинокие подростки женского пола этого же возраста уходили из жизни реже (25,9), а в замужестве так же часто (16,2). Из них наиболее часто совершали суицид безработные, официантки и продавщицы, рабочие, служащие и реже — медсестры. При этом в качестве причины безответная любовь и неодобрение любовных отношений родителями встречалось наиболее часто. У студентов колледжа среди обстоятельств, приводящих к самоубийству, наиболее частыми были гетеросексуальные отношения, идеологические конфликты, психические и физические заболевания, семейные трудности, неудачи в учебе. В том же году в США подростки этого же возраста совершали суициды значительно реже — одинокие почти в 5 раз, а женатые в 2 раза; подростки женского пола еще реже (Iga M. et al., 1978).
Изучение 1542 школьников 12-14 лет на юго-востоке США показало, что суицидальные мысли были у 4% мальчиков и у 8,7% девочек. Суицидальные попытки отмечались у 1,9% мальчиков и у 1,5% девочек. Была обнаружена корреляция между депрессией, с одной стороны, и суицидальными мыслями и попытками — с другой. Накопление нежелательных жизненных событий у них оказалось серьезным предиктором появления суицидальных мыслей и попыток.
В дальнейшем проводилось лонгитудинальное изучение того же контингента учеников. Каждый год более 70% респондентов сообщали об отсутствии у них суицидальных мыслей и менее чем у 5,5% были серьезные намерения покончить с собой. У отдельных учеников в течение 1—2 лет были значительные колебания в появлении и исчезновении суицидальных мыслей. Возникновению этих мыслей способствовали депрессивные переживания детей. Половые различия, нежелательные жизненные события, адаптация в семье и семейные конфликты были менее значимыми предикторами (Garrison С. Z. et al., 1991).
В Чехословакии самоубийство стоит на 2 месте после несчастных случаев среди причин смерти подростков (15-19 лет). Были изучены 100 детей от 7 до 18 лет, поступивших в психиатрическое отделение в связи с попыткой самоубийства. Среди них было 40% мальчиков 7-14 лет, девочек того же возраста — 36%. 10% больных совершили повторные попытки. У 62 были расстройства личности, у 17 —реактивное состояние либо невроз, у 13 — эндогенная депрессия, у 3 — легкая умственная отсталость, у 3 — эпилепсия и у 2 — коммоция мозга. У подавляющего большинства мотивы покушений на самоубийство были связаны со школой и семейной обстановкой (Mecir J., Cerny L., 1961).
I. Kamaras с сотрудниками (1996), изучая в течение 10 лет отравления 6004 детей в детском токсикологическом отделении Будапешта, выявили 1020 отравлений при попытке к самоубийству. Они говорят, что каждый год число подростков (15-19 лет) совершивших завершенный суицид в Венгрии колеблется от 134 (1986 г.) до 78 человек (1977 г.), составляя 3,9%и1,8%к общему числу покончивших с собой в соответствующем году. В среднем эта цифра равняется 98,7. Число же ежегодных незавершенных суицидальных попыток в этом возрасте за то же десятилетие значительно выше — от 2780 до 2119 (19—20% от числа попыток в целом по стране).
80% людей играют мыслями о суициде. Желание умереть часто встречается и у детей. Суицидальные фантазии естественны. «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо» — так думают многие дети.
Уровень самоубийств в действительности в 2—3 раза выше, чем указывается в справочниках. Число самоубийств среди молодежи с 1960 года увеличилось на 265%. На одно завершенное самоубийство у молодых людей приходится 100 незавершенных суицидов. Точное число самоубийств установить невозможно. Смерти от самоубийств скрываются из-за стигматизации, необходимости получения страховок и т. д. Установить причину смерти без психологической аутопсии нелегко (GrollmanE.,1988).
Учет распространенности, как аффективных расстройств, так и суицидов у детей и подростков затруднен в связи с возрастанием частоты их возникновения по мере взросления. Со временем также меняются и критерии диагностики. Во многих случаев дети и подростки сообщают о большей частоте суицидального поведения, чем их родители. Попытки суицида отмечаются у детей в 1%, а у подростков в 1,7-5,9% случаев. Завершенные суициды у мальчиков 5-9 лет встречаются с частотой 00,4/100 000; у девочек 5-9 лет — 0; у мальчиков 10 -14 лет — 2,4; у девочек 10-14 лет — 0,96; у подростков 15-19 лет — 18,5; у девушек 15-19 лет— 3,48. Суициды у детей и младших подростков крайне редки как в США, так и в других странах. Число суицидов подростков 15-19 лет возросло за последние четыре десятилетия в 4 раза. Количество самоубийств подростков составляет примерно 12% от всей смертности этой возрастной группы. Распространенность суицидальных попыток у подростков находится в пределах 3-7,1 %. Число завершенных мужских суицидов в этой возрастной группе в 5 раз выше, чем женских. Попытки же самоубийств девушек встречаются в 3 раза чаще, чем у юношей. Одними из защищающих факторов детей и младших подростков являются меньшая доступность для них средств, способных привести к смерти, и их менее реалистические планы самоубийств. Дополнительные факторы большего суицидального риска у старших подростков — употребление опасных веществ и большая частота депрессий. Если в США и странах Европы наибольший риск суицидов у лиц мужского пола, то в Азии и странах Латинской Америки — у лиц женского пола. Здесь играют роль не только этнические, но и культурные факторы. Используемые самоубийцами средства нередко определяют, будет ли суицид завершен. Юноши обычно используют огнестрельное оружие или повешение. Девушки, которые завершают суицид, предпочитают отравление или прыгают с высоты. В пригородах нередко встречается удушение выхлопными газами. Имитация суицида и подражание суицидентам — характерная черта подростков. Риск суицидального поведения подростков возрастает после представления по телевизору историй о самоубийствах подростков или фильмов с самоубийствами подростков. Подавляющее большинство суицидов подростков не опасны (Pataki С. S., 2000).
Показатели суицидов в России в возрастной группе 15-21 год в 1990 году составляли 28,6/100 000 у юношей и 6,6 у девушек, а в 1997 году выросли до 53,2 и 9,0 соответственно, что выше в сравнении с США в 2—3 раза. Эти различия объясняются тем, что россияне на грани суицида находятся в большем стрессе, они загружены и разгневаны межличностными взаимоотношениями, хотят мести и спешат уйти от людей, остающихся в живых (Леенарс А. А. с сотр., 2002).
Очень важно публично признавать частоту молодежных суицидов и выявлять условия и причины их возникновения. Предание гласности информации об увеличении распространенности суицидов среди молодежи не приведет к увеличению числа самоубийств. Обсуждая эту проблему, следует понимать, что нет одной причины самоубийства. Ведущими же у подростков являются чувства безнадежности и беспомощности. Один 16-летний парень сказал: «Я один в туннеле, который никак не кончается. Становится все темнее и темнее».
Попытки суицида предпринимают подростки со сниженной самооценкой, чувством малоценное™ и ненужности. Часто ожидания де-тей-суицидентов или их родителей оказываются нереалистичными. Эти дети думают, что без них семьям будет лучше. Они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями или не подходят в качестве приемлемых членов для семейного круга. Может появиться необоснованное чувство своей нежеланности для родителей, уверенности, что родители не хотели появления их на свет. Это так называемый феномен «отвергнутого ребенка».
Суициду может предшествовать переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь (из-за развода или смерти близких), т. е. из-за крушения важных психологических опор или потери привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях. Суицидальный подросток редко хочет умереть; он желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. «Если бы я умер, мне бы не было так больно», — говорил старшеклассник, подавленный тем, что его не приняли в колледж. В этом случае близкие люди не распознали его боль, не выслушали его, не проявили свою любовь. И он лишил себя жизни (Grollman E.,1988).
Суицидальное поведение подростков связывают также с возникшим постравматическим стрессовым расстройством (Runeson В., Beskow J., 1991), сексуальным и физическим насилием в детском возрасте (Sil-vermanetal., 1996).
Возрастает число доказательств, что злоупотребление алкоголем или наркотиками играет ключевую роль в происхождении суицидального поведения у подростков. Злоупотребление психоактивными веществами является часто главным фактором в попытках суицида, и, возможно, особенную роль играет в завершенных суицидах. В Финляндии, например, было выявлено, что 26% из 53 подростков стали жертвами злоупотребления алкоголя. Еще 9% принимали наркотики. В США злоупотребление наркотиками было обнаружено, как главный диагноз, у 53% жертв суицида до 30-летнего возраста. Иногда у суициден-тов обнаруживается злоупотребление и алкоголем, и наркотиками в сочетании с депрессией или с расстройством личности. В Великобритании у подростков с суицидальным поведением обнаружили злоупотребление алкоголем у 13,9% мальчиков и у 8% девочек, а у 17,6% мальчиков и у 3,6% девочек — злоупотребление наркотиками. 25,2% подростков Оксфорда употребляли алкоголь за несколько часов до суицидальной попытки. Нередко (18,9% молодых людей и 12,5% девушек) алкоголь принимают суициденты, собирающиеся отравиться. Употребление алкоголя может увеличить опасность передозировки, в особенности, если одновременно используются бензодиазепины или барбитураты, действие которых потенцируется. В Великобритании почти половина подростков, передозировавших применявшиеся ими препараты, использовали парацетомол (Hawton К., 1994).
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 115;