Пресуицидальный синдром и постсуицид
Пресуицид — время, предшествующее самоубийству, состояние, обусловливающее повышенную готовность к суициду. Для характеристики состояния, предшествующего суицидальной попытке, введено понятие «предсуицидального синдрома», в котором выделяются три признака.
1. Сужение всей сферы психической жизни (ситуативная мотивация, ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира), которое проявляется в боязни социальных контактов, в избегании привлекавших прежде ситуаций, утрате интересов, безынициативности, искаженном восприятии или интерпретации событий, разрыве межличностных связей, чувстве одиночества и абсолютного непонимания другими.
2. Торможение агрессии, направленной вовне, и переключение ее на собственную личность. В результате сужения жизненной сферы и отчуждения от окружающих исчезает то поле, на которое молодой человек мог бы проецировать свою агрессию. Она, чаще в виде фантазий, но иногда и в форме самоповреждающих действий без истинного намерения умертвить себя, направляется против собственной личности.
3. Желание умереть и фантазирование на темы смерти. Фантазирование на темы самоубийства очень распространено в период взросления и встречается почти у 50% молодых людей. Однако в рамках пред-суицидального синдрома эти фантазии отличаются конкретностью и становятся доминирующей темой размышлений.
Предвестники суицида могут быть как словесными, так и поведенческими. Накануне самоубийства люди действительно подают предвещающие сигналы, возможно, что это связано с двойственностью их чувств. Они одновременно и хотят уйти из жизни, и не желают этого.
Проспективные и ретроспектиные предвестники. Первые предшествуют суициду. Вторые изучаются и обнаруживаются после смерти. Их анализируют, например, для решения о причине смерти. Предвестников обнаруживается больше, чем реализуется суицидов. 10% смертей остаются с неясными причинами. Психологическая аутопсия (анализ поведения, чувств и др. до смерти) может прояснить дело. 90% су-ицидентов демонстрируют словесные или поведенческие предвестники в течение последних недель жизни. 10% диссимулируют свои намерения. У субъекта с суицидальными тенденциями заряженные смертью мысли потому и представляются исключительно опасными, что не уравновешиваются достаточным количеством положительных эмоций. Состояние души суицидента — это сужение сознания, при котором внимание концентрируется как бы в одном узком туннеле. Мышление при этом дихотомическое: «все или ничего», «да или нет», «жизнь такая, как я хочу, — или смерть».
К. Меннингер (1985), писал о неявных эквивалентах, характеризующих скрытое самоубийство: 1) хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, невротическая инвалидизация, алкоголизм, антиобщественное поведение, психоз); 2) частичное самоубийство (телесные самоповреждения, симуляцию, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, несчастные случаи с психологической подоплекой); 3) органическое самоубийство (психологические следствия соматических заболеваний).
X. Хензелер приводит три случая и формулирует правила, с помощью которых можно выявить неосознанные психологические трудности суицидента, отвергнув предлагавшиеся им самим объяснения.
У ученика (17 лет), совершившего суицид, очевидными причинами 1 ухода из жизни-считались: признание им самоубийства единственным свободным действием, так как жизнь бессмысленна; утрата смысла жизни; наличие соматической болезни (тяжелый авитаминоз); потребность в крепкой руководящей руке; а также угроза беременности у его 16-летней подруги. Автор, применив, правило «всегда ищи повод для обиды», выявил, что юноша переживает предполагаемую им импотенцию из-за онанизма. Во время ссоры с подругой он обиделся на то, что она намекала на его недостаточную сексуальность. По мнению автора, именно это и было последней каплей, приведшей к самоубийству.
У девушки, совершившей несколько суицидальных попыток (травилась, топилась), после того как ее бросали молодые люди, было применено другое правило: «ищи для всех случаев общую тему». Такой общей темой оказалось именно покинутость: мать умерла, когда ей было три года, а очень любимый ею отец женился, когда ей было шесть лет.
Молодой человек испугался, когда ему пригрозил соперник, он угрожал самоубийством, если его не воссоединят с предметом обожания. Оказалось, что его мать, потеряв предыдущего сына, и родив его, воспитывала и одевала последнего как девочку. Всю жизнь он проявлял сомнения в том, достаточно ли он мужественен, то боролся с мужчинами, то идентифицировал себя с женщинами. Его первая любовь была нужна ему, чтобы доказать свою мужественность. В этом случае общая тема — ценности и власти, связанная со шкалой социальной оценки, с уверенностью или неуверенностью в том, как человека воспринимают в обществе. Сомнения молодого человека касались не роли мужчины или женщины, а его социального успеха. Это основная нар-циссическая тема: «Воспринимают ли меня вообще?»
Критерии предсуицидального синдрома у детей и молодежи:
П формируются конкретные представления о способах осуществления самоубийства;
П в анамнезе отмечается наличие мыслей о самоубийстве;
П часты дисфорические состояния (чувства печали, обиды, подавленности, разочарования);
П появляются психосоматические расстройства, такие как бессонница, измененное пищевое поведение, утомляемость, вегетативные расстройства.
Среди суицидальных мотивов преобладают семейные конфликты, школьные или профессиональные трудности, конфликты с друзьями или сексуальными партнерами и психические заболевания (Ремш-мидтХ., 1994).
Постсуицид — состояние после совершения намерения уйти из жизни.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 148;