Отношение морально-нравственного к биотехнологическому
В конце XX века ученые - генетики, философы, политики, социологи встают перед необходимостью решения целого комплекса реальных этических проблем генных технологий. Эти вопросы составляют суть этической проблематики генных технологий. Они тесно связаны между собой, и каждый из них является не произвольной конструкцией изобретательного человеческого ума, но естественным следствием уже существующей научной практики. Сегодня возможность сохранения человеческой цивилизации зависит от того, каким ценностям будет отдано предпочтение. От того, хватит ли моральных и нравственных сил, чтобы устоять от соблазна продления жизни небольшого числа людей за счет сознательного уничтожения множества других, за счет превращения их в потенциальных доноров, в биомассу, в ходячие вместилища «запасных частей». Идеология оправдания технологий искусственного оплодотворения, так же как и методов регулирования численности населения с помощью абортов, контрацептивов и стерилизации, выстраиваются на логике поглощения права морали. Ничем не ограничиваемое право на деторождение оборачивается феноменом «запасных» детей, право, распоряжаться которыми в рамках принятых исходных, неограниченных прав не может быть ничем ограниченно. Разнообразные «искусственные» действия с детьми в разновидовых «искусственных» семьях - логичное следствие аморальности исходных оправдательных установок.
Исполнение клонирования как формы искусственного размножения в целях трансплантации демонстрирует связь этических проблем искусственного оплодотворения и генных технологий. Ее практическая реализация разрушит естественные основы социальных отношений, вызовет катастрофическое изменение мировоззренческих установок в сторону дальнейшего обесценивания жизни каждого отдельного человека, который перестанет восприниматься как уникальное творение Божие. Сама мысль об этом противоестественна и отвратительна. Создание еще одного человека с тем же самым генетическим кодом нарушило бы человеческое достоинство и уникальность. Эти аргументы не имеют под собой оснований, поскольку сегодня в мире 150 миллионов человек, чей генетический код не является уникальным. Речь идет о естественных идентичных близнецах, которые появляются на свет в среднем 1 раз на 67 рождений. Естественные близнецы намного более одинаковые, чем клоны-близнецы, так как естественные близнецы имеют в точности одинаковый возраст, в то время как клон-близнец и донор ДНК обычно будут иметь разницу в возрасте в несколько десятков лет.
В настоящее время в научном мире и в обществе в целом существует полемика вокруг понятия человеческого клона. Даже если многие люди все же находят мысль о клонировании человека отвратительной, это недостаточное основание для запрета исследований в этой области. Ведь во имя индивидуальной свободы в этом мире разрешены многие виды деятельности, которые люди находят отвратительными. Например, многие считают отвратительными серьги в носу и операции по изменению пола. Но они не запрещены, так как мы ценим свободу выбора. Приведем некоторые суждения относительно использования клонирования как одного из методов современных биотехнологий:
Считается, что преступления без жертвы не должны считаться преступлениями. Трудно поверить, что клоны будут считать себя жертвами только потому, что у них тот же самый генетический код, что и у кого-то еще. Ведь миллионы идентичных близнецов не считают себя жертвами. Также трудно понять, как общество в целом могло бы пострадать от клонирования людей. Наоборот, клон вероятно должен думать о себе как о ком-то особенном, и тем в большей степени, если он близнец выдающейся личности. У них также будет преимущество в том, что с самого начала жизни будет известно, к чему у них есть способности;
Клонирование сократило бы генетическое разнообразие, делая нас в большей степени уязвимыми к эпидемиям. Это возражение базируется на необоснованной экстремальной экстраполяции. На этой планете существует более 5 миллиардов людей. Очевидно, клонирование человека будет производиться очень в скромных масштабах из-за предполагаемой стоимости процедуры. Кроме того, большинство женщин все же не захотят быть матерями клонов-близнецов. Пройдет много десятилетий прежде, чем общее количество клонов людей достигнет хотя бы 1 миллиона человек во всем мире. По процентному соотношению, это составило бы микроскопическую часть от общего населения и не оказало бы никакого воздействия на генетическое разнообразие людей. Если же в некотором отдаленном будущем клонирование людей, возможно станет широко распространенным, то некоторые ограничения на такую деятельность могли бы быть оправданы. Однако будем иметь в виду, что даже если был бы создан один клон каждого человека на планете, генетическое разнообразие практически не уменьшилось, поскольку у нас все еще оставалось бы 5 миллиардов генетически различных индивидов;
Это может привести к созданию людей-монстров или уродов. Клонирование человека - это не то же самое, что и генная инженерия. При клонировании ДНК копируются, в результате чего появляется еще один человек, точный близнец существующего индивида. Генная же инженерия подразумевала бы модификацию человеческой ДНК, в результате чего может появиться человек, непохожий ни на одного другого, ранее существовавшего. Это предположительно могло бы привести к созданию очень необычных людей, даже монстров. Генная инженерия человека, имея большой позитивный потенциал, действительно очень рискованное предприятие, и должна была бы проводиться только с величайшей осторожностью и под надзором.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте первый этап селекции, раскройте его сущность.
2. Из большого разнообразия видов животных, обитающих на Земле, человек отобрал для одомашнивания сравнительно немного видов. Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
3. Какое практическое значение для селекции имеет учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений?
4. Раскройте этические аспекты достижений в биотехнологии.
5. Как и с какой целью производится клонирование животных?
6. Проблемы клонирования человека
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 296;