Философия. Специфика предмета и роль в обществе. Философия и наука.
Истоки философии – в пытливости деятельного разума. Великие древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что ее начало – в удивлении. Слово «философия» впервые употребил Пифагор. Он объявил себя не «софистом» (мудрецом), а лишь философом (т.е. любящим мудрость), ибо «мудростью» может обладать, по мнению Пифагора, только Бог, а не человек.
Философия (с греч.) – любовь к мудрости, учение об общих принципах бытия, о мире в целом (универсуме), о месте человека в этом мире и отношении человека к этому миру, о всеобщих законах развития природы, общества, мышления. Это особая форма духовной жизни общества, которая позволяет человеку понять свое место в мире, смысл жизни. «Философия – это то, то отличает человека от животного» – сказал мудрец.
Как и во всякой науке и учении в философии имеются следующие структурные элементы: объект и предмет исследования, свой специфический категориально-понятийный аппарат, принципы, методы, законы и закономерности. Чтобы понять особенности философского знания, его отличительные черты, необходимо сделать анализ этих структурных элементов.
Объектом философского исследования является вся окружающая нас действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. В отличие от частных наук философия изучает окружающий нас мир как сложную, органически связанную систему структурных элементов, как единое целое. В целом же есть такие законы и закономерности, которых нет в его частях.
Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества, человеческого мышления, всей человеческой культуры. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени, в определенную эпоху или область исследования определенной философской науки.
В структуре философского знания имеются следующие элементы:
ü онтология – учение о бытии;
ü учения о состоянии бытия; их, исключающих друг друга, два – диалектика и метафизика;
ü гносеология – теория познания;
ü социальная философия – учение о наиболее общих закономерностях развития общества;
ü философская антропология – учение о человеке;
ü аксиология – учение о ценностях и ценностных ориентациях;
ü футурология– учение о тенденциях будущего развития мира.
К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:
1) Этика – учение о нравственности.
2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.
3) Логика – учение о правилах мышления.
4) Религиоведение.
Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом во II главе работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», - это вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос является основным потому что его нельзя обойти, и от его решения зависит решение всех других философских проблем.
Основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая требует ответа на вопрос: «Что является первичным, а что вторичным: дух или материя?», вторая - «Познаваем ли окружающий мир?»
При решении первой стороны в философии возникло три основных направления: материализм, идеализм и дуализм.
Материализм, опираясь на выводы естествознания, решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, материального бытия и рассматривает сознание, мышление, духовное как свойство материи, присущее лишь человеческому мозгу и возникшее, и развивающееся вместе с ним.
Идеализм утверждает, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо. Идеализм неоднороден и в понимании того, что сознание творит мир, распадается на два течения – объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает, что мир есть порождение сознания объекта, некоего надмирового разума – демиурга у Платона в античной философии, Абсолютный Идеи у Гегеля, Бога у неотомистов в современную эпоху. Субъективныйже идеализм утверждает, что мир есть порождение сознания субъекта-индивида. Например, крупнейший представитель этого направления Д. Беркли (1685-1753) на вопрос, что такое вишня, отвечал: совокупность моих ощущений – круглости, красности, спелости, вкусности и т.д.
Дуализм – это философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Как утверждает классический представитель этого направления Р. Декарт (1596 - 1650 гг.) между физическим - человеческим мозгом и духовным – человеческим сознанием имеет место так называемый психофизический параллелизм, т.е. ряды взаимодействий, определяющих поведение человека.
При решении второй стороны основного вопроса философии – познаваем ли мир? - в истории философии возникло три направления: агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира; на этих позициях, как правило, находятся школы субъективного идеализма. Гносеологический оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира; на этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения объективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира.
Основные функции философии:
1. Онтологическая – выработка самых общих теоретических оснований, представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.
2. Гносеологическая – создание обобщенной картины познания, формулирование принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательство возможности адекватного познания мира, разработка универсальных методов научного познания и логического мышления.
3. Аксиологическая – критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры.
4. Праксиологическая – опосредованное воздействие на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
Итак, философия как наука изучает наиболее общие законы и закономерности окружающей нас действительности и познания, является ядром всей человеческой культуры. В то же время, философия больше, чем наука. Наука изучает на теоретическом уровне реально существующие объекты. Иные проблемы для нее просто беспредметны. Философия же исследует и феномены обыденного, мифологического и религиозного сознания, ставит вопросы, откуда возникают и куда исчезают предметы окружающего мира; да и весь он сам, то есть вопросы небытия (инобытия), тем самым расширяя поле научных исследований.
Между философией и наукой имеет место диалектическое взаимодействие, успехи одной способствуют успеху второй. Подводя итог историческому взаимодействию науки и философии, выдающийся философ XIX в. Гегель писал, что философия есть духовная квинтэссенция той или иной эпохи.
Знание философии необходимо каждому образованному человеку, а уровень философской культуры способствует его жизненному успеху.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 504;