Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации, повлекшим за собой ряд глубинных изменений в социальной и духовной жизни Европы. В философии возрождаются идеи и положения античного рационализма. Философствование приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви.
В развитии философии Возрождения можно выделить три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский.
1 Гуманизм (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К Салютати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти, Л. Валла, Эразм Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень). Человек рассматривается как высшая ценность, критерий развития общества и культуры. Отстаиваются блага земной жизни и необходимость реализации творческого назначения человека.
2 Неоплатонизм (вторая пол. 15 в.). Для него характерно возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. (М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский).
3 Натурфилософия (Леонардо да Винчи, И. Кеплер, Парацельс, Д. Бруно и Николай Коперник). Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы.
Характерные черты философии эпохи Ренессанса:
1 Гуманистический антропоцентризм. Человек рассматривался как совершенное единство духа, души и тела, центральное звено космоса, «мастер земного света» (Парацельс). Бог поставил человека в самом центре мироздания, сделав его судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им космоса. На смену христианской идее «обожения» пришел идеал обожествления человека, максимального сближения его с Богом на пути разумной творческой деятельности.
2 Натурфилософский пантеизм. В онтологических концепциях Ренессанса Бог понимался как переполненное благом, переливающееся через край бытие, которое не может существовать и мыслиться без природы и тем более без человека. Мировая душа (Anima), как последняя бестелесная ипостась, ближе всего к излучаемому ею телесно-земному миру. Вся природа одушевлялась, поскольку Мировая душа рассматривалась как объединяющее и всепроникающее начало космоса.
Общественно-политическая проблематика этого времени была связана со становлением идеалов свободы, равенства и братства. Особую роль в гуманистической философии играло понятие человеческой деятельности. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Философское обоснование принципов дружбы, любви, человечности отражало республиканские идеалы итальянских городов-государств. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 440;