Практическая направленность.
Преобладание методологической проблематики – поиск эффективного метода познания.
Исходя из приоритета в выборе основного метода познания выделяют 2 направления в философии Нового времени:
Эмпиризм (родоначальник Ф. Бэкон).
Рационализм (основные представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц.
Родоначальник английского материализма Ф. Бэкон (1561 - 1626) разработал эмпирическое, т.е. основанное на чувственном, экспериментальном опыте, направление в теории познания. Главным методом в эксперименте выступает индукция, в которой порядок движения мысли от частного к общему. Это метод он обосновывает в своей знаменитой книге «Новый Органон», названный в противоположность книге Аристотеля «Органон», в которой изложен метод дедукции – движение мысли от общего к частному.
Познание – это отображение мира в сознании человека. Оно начинается с чувственного восприятия. Чувства могут ввести в заблуждения, поэтому результаты чувственного восприятия нуждаются в проверке, т. е. опыте.
Отстаивая опытный метод познания, основанный на чувствах, Бэкон говорит, что путь к объективному знанию проходит через преодоление субъективизма познающего субъекта, так называемых идолов познания, т. е. различного рода предрассудков или предрасположений.
Идолы познания:
1. Идолы пещеры. Индивидуальные особенности человека, психологический склад, склонности и пристрастия.
2. Идолы театра. Вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
3. Идолы площади. Содержащиеся в языке предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка.
4. Идолы рода. Самые опасные идолы, т. к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека.
Другим путем в разработке методологии научного исследования с рационалистических позиций пошел французский философ РенеДекарт(1596 - 1650).
Рационализм – учение, утверждающее примат разума над чувствами в процессе познания.
В книге «Рассуждение о методе» он ополчается против индуктивного метода и противопоставляет ему дедуктивный, лежащий в основе математики, Декарт утверждает, что чувствам доверять нельзя, истину дает только разум. Для обоснования этого он ищет аксиому, которая могла бы стать отправной точкой для мышления. Ее он находит в тезисе «мыслю, следовательно, существую».
Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум тезисам:
1. Высшей ступенью познания является разум. Наилучшим методом познания является дедукция.
2. В основе познания должна лежать научная интуиция (четкое представление, которое рождается в здравом уме и не вызывает никаких сомнений).
Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.
В области онтологии же Декарт стоял на позициях дуализма.
Многовековой спор между эмпиризмом и рационализмом завершил К. Маркс, введший в теорию познания практику, лежащую в основе и чувственного, и рационального познания («Тезисы о Фейербахе», 1844).
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 296;