Технологические особенности узелковой росписи
В основе декорирования ткани этим способом лежит следующий принцип: выбранные участки туго перевязываются вспомогательными материалами, и образец опускается в горячий краситель. Ткань под нитками остается неокрашенной, а складки, свободно выступающие над перевязками, — окрашиваются в полную силу красителя.
Для художественной росписи текстильных изделий способом «бандан» необходимо следующее оборудование:
§ Электроплита;
§ Водпровод;
§ Место для сушки и прессования;
§ Металлические емкости для окрашивания и полоскания;
§ Прочные нитки №10, №20, «ирис», «кроше» и т.д.
§ Ножницы
§ Иглы с большим ушком
§ Деревянные планки
§ Бусины, пуговицы, декоративные элементы
Роспись «бандан» производится с использование следующих материалов:
Ткань— предпочтительнее использовать тонкую, поскольку она позволяет сделать больше перетяжек, заложить более тонкие складки, выполнить более изящные драпировки;
Вощеные нитки — для перевязывания образцов, кроме этого они позволяют добиваться новых художественных эффектов при окрашивании, поскольку ткань, перекрытая вощеной ниткой, не окрашивается, а при прошивании ею ткани в местах прокола образуется не окрашиваемая впоследствии белая точка.
Рисунок окрашенной ткани зависит от характера переплетения и способа сложения ткани, а также дополнительных приемов фиксирования положения участков ткани в момент окрашивания(использование вощеныйх и крашеных нитей, прищепок, пуговиц, камешков и т.д.)
При окрашивании способом «бандан» можно получать различные рисунки.
Окрашивание в клетку или полоску. Для этого ткань складывается гармошкой в одном или двух, взаимно перпендикулярных направлениях, зажимается между двумя деревянными планками, которые туго стягиваются между собой прочными нитками. Окрашиваются складки ткани, которые выступают за границы деревянных планок, а участки, близкие к их центру, остаются сухими, поскольку краситель к ним не поступает. | |
Окрашивание радиальными узорами. Для получения такого рисунка ткань складывается веерообразно, а затем аналогично первому способу, зажимается между планками. | |
Хаотично расположенные пятна. Для этого способа ткань хаотично комкается, в произвольном порядке обматывается и стягивается нитками и в таком виде погружается в красильный раствор. | |
Если ткань зафиксировать за одну центральную точку, затем в нескольких местах параллельно перетянуть плотно нитками, то после окрашивания получится узор в виде концентрических окружностей неправильной формы. | |
Для получения на ткани рисунков в виде природных форм предварительно намечают контур максимально стилизованных мотивов, состоящих из отдельных элементов, разлделенныхмежду собой расстоянием 0,5 – 1 см (для обеспечения возможности стяжек). Затем по намеченному контуру вощеной ниткой прокладывают шов «вперед иголку», после замыкания контура ткань туго стягивают на нитку, несколько раз плотно обкручивают той же ниткой место стяжки и после этого окрашивают. |
Для окрашивания в один цвет ткань складывается определенным образом, в зависимости от желаемого рисунка, перевязывается нитками или зажимается между деревянными планками, погружается в раствор красителя, выдерживается при кипячении 15-60 мин, в зависимости от желаемой стойкости окраски, затем все перевязки снимаются, ткань прополаскивается и прессуется до полного высыхания.
Если необходимо получить несколько оттенков на одном полотне (окрашивание в два и более цветов), ткань поочередно окрашивается описанным способом в каждом из красильных растворов, начиная с самого светлого тона. После каждого окрашивания ткань прополаскивается и складывается таким образом, чтобы при последующих окрасках свободными от перевязок оказались неокрашенные ранее участки.
После окрашивания снимают все перевязки, ткань хорошо прополаскивают, высушивают и утжат в слегка влажном состоянии.
Дата добавления: 2018-11-30; просмотров: 1860;