ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Объективные данные об общих и частных признаках личности неизвестного человека сравнивают с объективной информацией о частных и общих признаках пропавшего без вести человека. Источниками информации являются: паспортные данные, медицинские документы, рентгенограммы, фотоснимки, отпечатки, слепки, протезы, головной убор, обувь, одежда и др.
Паспортные данные могут указывать только на пол и возраст. В медицинских документах можно найти сведения о массе, росте и других антропометрических показаниях, стоматологический статус, записи о времени и характере патологии зубов, о времени и характере их лечения, данные о времени, характере и исходах травм, заболеваний и хирургических вмешательств, информация о группоспецифических свойствах крови, акушерско-гинекологический статус и др.
Метод непосредственного сопоставления информации – основной прием, который используют при сравнении данных, содержащихся в удостоверяющих и медицинских документах пропавшего человека и соответствующих сведений, полученных при исследовании неизвестного человека или трупа. Принимая во внимание не всегда точный характер записей в медицинских документах, связанный с субъективным отражением врачом характера патологических или физиологических свойств организма, не следует переоценивать их значимость. Этих недостатков лишены материальные отображения человека: рентгенограммы, фотоснимки, протезы и др.
На рентгенограммах могут отобразиться многие индивидуальные признаки: последствия травм, заболеваний, операций и т.п. Большое значение имеют отображающиеся на рентгенограммах частные варианты строения и взаимного расположения отдельных костных образований: лобных и гайморовых пазух, ячеек сосцевидного отростка, турецкого седла, костей грудной клетки и позвоночного ствола, балочной структуры метафизов и ячеистой структуры эпифизов длинных трубчатых костей, образующих тазовое кольцо, структуры мелких костей кистей и стоп. Вначале выявляемые на рентгенограммах признаки сравнивают с соответствующими параметрами неизвестного человека методом простого сопоставления информации. Затем делают попытку получить одномасштабное и одноракурсное изображение той части тела неизвестного человека, которое соответствует изображению на уже имеющейся прижизненной рентгенограмме. Обе рентгенограммы исследуют методом наложения или приложения друг к другу двух сравниваемых изображений. Полное совпадение достигается не всегда. Для этого есть следующие варианты объяснений: 1) рентгенограммы принадлежат разным людям; 2) рентгенограммы принадлежат одному человеку, а имеющиеся несовпадения связаны либо с длительным временем, прошедшим между выполнением сравниваемых снимков, либо индивидуальный признак появился после того, как была выполнена прижизненная рентгенограмма, либо индивидуальный признак, заметный на прижизненной рентгенограмме, видоизменился из-за последующих заболеваний, травм, оперативного лечения, возрастных изменений и др.
Фотоснимки пропавшего человека, используемые для сравнительного исследования, в подавляющем большинстве случаев представляют собой изображение лица. Их сравнивают с фотоизображением лица подозреваемого живого человека или лица трупа. Сравниваемые фотоснимки обязательно должны быть выполнены в одном ракурсе и масштабе. Большое значение имеют идентичные условия съемки, поскольку фотоизображение лица может отличаться от истинного из-за разного направления и характера освещения лица, примененного фотоматериала и фотоаппаратуры, особенности типа объекта, степени удаления фотографируемого объекта от фотокамеры. Меняет, иногда весьма существенно, изображение лица художественная ретушь. Изображение лица может резко отличаться на фотоснимках, выполненных в разные возрастные периоды жизни. Сравнение проводится методами взаимного сопоставления, наложения и приложения фотоизображений.
Рис. 43 |
Специальный характер носит такой сравнительный метод исследования, как фотосовмещение прижизненного изображения лица и изображения черепа неизвестного человека. Возможность фотосовмещения основывается на существующей корреляции между соответствующими друг другу элементами строения черепа и внешними чертами лица. Сущность метода фотосовмещения состоит в сопоставлении взаимного топографического соотношения ряда одноименных точек и линий лица и черепа (рис. 43). Среди них овал лица, наружные и внутренние углы глаз, надбровные дуги, линия роста волос, подносовая и подбородочная точки, линия смыкания и углы рта. Сравнивают одномасштабные и одноракурсные изображения лица на прижизненной фотографии и черепа на посмертном снимке. Полученные негативные изображения совмещают по одноименным опознавательным точкам и линиям. Совмещенные негативы помещают в фотоувеличитель и делают позитивный снимок через два совмещенных друг с другом негатива. Качество фотосовмещения проверяют, пользуясь геометрическими построениями и специальными статистическими методами.
Существует метод скульптурного восстановления прижизненного облика лица по имеющемуся черепу. В основе метода лежат закономерные соотношения между строением черепа и толщиной мягких тканей лица. В судебной медицине метод имеет ограниченное применение.
Существенную помощь идентификации личности оказывает метод молекулярно-генетического анализа, позволяющий идентифицировать человека как путем непосредственного исследования его следов, так и опосредованно, устанавливая присущие ему наследуемые свойства путем исследования крови его прямых родственников.
Важное значение в работе по отождествлению личности имеет перманентный полноценный сбор идентифицирующей информации на каждый труп неизвестного человека или неизвестного пострадавшего, находящегося без сознания. Для этого при региональных органах МВД созданы группы (отделения, отделы) медико-криминалистического обеспечения. Группы, как правило, дислоцируются на территории морга или в рядом расположенных помещениях.
Первичная информация о неопознанном трупе заносится в типовую опознавательную карту. Производится фото- и видеосъемка лица и тела с фиксацией частных (врожденных и приобретенных) признаков. Выполняется специальная сигналетическая фоитосъемка лица анфас и в профиль. Составляется описание предметов одежды. Изымаются образцы волос, крови и предметов, обнаруженных при осмотре трупа и имеющих идентификационное значение. Видеотека неопознанных трупов широко используется при оперативно-розыскном распознавании. Осуществляется дактилоскопирование. Вся полученная информация (образная и описательная) заносится в компьютерную базу данных на неопознанные трупы. В дальнейшем обобщенные сведения вносятся в оперативно-справочный материал и оперативно-розыскной дактилоскопический учет и направляются в региональные подразделения внутренних дел. Параллельно данные об отпечатках пальцев сравниваются с существующей дактилоскопической картотекой для выявления ранее зарегистрированных лиц. Эффективность этой работы будет возрастать после реализации положений закона РФ «О государственной дактилоскопической регистрации», расширяющего контингент лиц, подлежащих такому учету.
При повреждениях лица и костей лицевой части черепа производится туалет и реконструкция элементов строения лица с последующей сигналетической съемкой анфас и в профиль. Возможно восстановление первичного облика лица мумифицированной головы. По черепам гнилостно измененных, мумифицированных (если исключается возможность туалета и восстановления лица) и скелетированных трупов возможно создание скульптурного портрета, который используется преимущественно в целях опознания.
Вся информация, собранная сотрудниками медико-криминалистических подразделений МВД, используется в судебно-медицинских учреждениях при выполнении экспертиз по идентификации личности. Для этого в составе отделов медицинской криминалистики бюро судебно-медицинской экспертизы создаются специализированные экспертные группы или специализированные лаборатории. В связи со сложностью исследований и необходимостью их обеспечения дорогостоящей аппаратурой такие подразделения создаются на межрегиональной основе. Их задачами являются: 1) проведение экспертиз по установлению личности неизвестного человека; 2) обеспечение консультаций правоохранительных органов на этапах сбора, изъятия, сохранения и транспортировки трупа, останков и вещественных доказательств; на этапе организации и проведения экспертизы; на этапе правовой оценки результатов отождествления; 3) разработка, усовершенствование, апробация и внедрение в практику современных, в том числе и компьютерных, методов идентификации личности; 4) подготовка информационно-методических материалов и конъюнктурных обзоров для судебно-медицинских структур и правоохранительных органов по вопросам идентификации личности; 5) подготовка специалистов в области судебно-медицинской идентификации личности.
Специализированные лаборатории оснащены остеологическими инструментами, сравнительными микроскопами, рентгеновскими установками, компьютерной и офисной техникой, системой видеоввода изображений, специальными приборами дистанционного управления объектами исследования, оснащение для приготовления костных шлифов и др. Подготовительная и аналитическая работа ведется по лицензионным программным пакетам, позволяющим использовать единый методический алгоритм решения идентификационных задач.
Подготовленные специалисты на базе специализированных лабораторий способны обеспечить проведение следующих исследований:
– идентификация личности неизвестных живых людей;
– идентификация личности по трупу;
– идентификация личности по цельным костным останкам;
– идентификация личности по отдельным костям и их фрагментам;
– идентификация личности по кремированным останкам;
– идентификация личности по фото-, кино- и видеоизображениям;
– установление общих и частных признаков личности при отсутствии объекта сравнения;
– установление кровного родства по сомато-генетическим характеристикам;
– установление давности возникновения патологических и травматических процессов по характеристикам их последствий на момент исследований;
– установление давности и условий пребывания трупа в окружающей среде.
Определенные сложности по идентификации личности возникают при исследовании кремированных останков. Такие объекты могут находиться в разной степени термического разрушения и бывают представлены костными фрагментами в состоянии белого, серо-белого, серо-черного каления или костной "крошкой".
Изначально кремированные костные останки сортируют в три основные группы: фрагменты костей с различимой анатомической макроструктурой, костные пластинки без анатомических различий и костная "крошка". Наиболее информативны для целей идентификации личности объекты I группы, среди которых можно различить фрагменты костей черепа, позвонков, плечевого пояса, конечностей, иногда – тазового кольца. Крупные фрагменты могут достигать в длину 6-8 см (С.Б.Щеголев).
Целесообразно проведение предварительной рентгенографии всего объема представленного кремированного материала. На обзорных рентгеновских снимках четко прослеживаются все, даже мелкие, костные образования, выявляется их рентгеноанатомическая структура, определяются инородные включения небиологического происхождения (металлической и неметаллической плотности). Этот этап комплексного исследования позволяет исключить утерю при дальнейшей сортировке материала инородных тел, высокоинформативных для проведения дальнейшей идентификации личности погибших – несгоревших и частично сгоревших предметов на трупе, зубопротезных конструкций и пр.
Установление расово-этнической и половой принадлежности, а также длины тела с использованием традиционных остеологических методик, как правило, не представилось возможным в виду значительного разрушения костей скелета и их выраженной деформации.
Биологический («костный») возраст можно установить с помощью микроостеологических методик. Например, для возрастной группы 36-40 лет характерны следующие инволютивные изменения сохранившихся после кремации фрагментов диафизов бедренных костей.
- параллельно-волокнистая костная ткань с беспорядочно расположенными бесстеночными сосудистыми ходами сильной степени минерализации;
- наружные общие пластины в виде участков сильной и средней степени минерализации;
- сформировавшиеся вторичные остеоны средней и сильной степени минерализации обуславливают однотонный фон микрорентгенограммы;
- отдельные из них вкраплены в слой параллельно-волокнистой костной ткани, имеют слабую и среднюю степень минерализации гаверсовых пластин;
- некоторая пестрота тона теней в эндостальном отделе и во внутренних участках периостального отдела обуславливается ростом числа вторичных остеонов с расширенным, частично резорбированным гаверсовым каналом.;
- формирующиеся вторичные остеоны единичны, их гаверсовы пластины различной степени минерализации;
- преобладает процесс эндостальной резорбции и четче проявляются признаки незаконченной перестройки центральных отделов ранее сформировавшихся вторичных остеонов;
- внутренние общие пластины сильной и средней степени минерализации, с признаками резорбции со стороны костномозговой пластины.
Для возрастной группы 46-60 лет характерны иные изменения тех же объектов:
- параллельно-волокнистая костная ткань с беспорядочно расположенными бесстеночными сосудистыми ходами, а также со вторичными остеонами, отмечается только на передней поверхности кости, средней и сильной степени минерализации;
- большая часть бесстеночных сосудистых ходов подвергнута резорбции ‑ перестройке с формированием вторичных остеонов на уровне зон отложения гаверсовых пластин слабой, средней степени минерализации и единичные ‑ на уровне зон резорбции;
- по боковым и задней поверхностям наблюдается процесс резорбции пластинчатой костной ткани, как по периостальному краю, так и со стороны костномозговой полости;
- причем по эндостальному краю одновременно происходит отложение небольших, полосовидных участков костной ткани слабой степени минерализации гаверсовых пластин;
- полости остеопороза отмечены на боковых поверхностях, некоторые из полостей имеют участки стенок слабой степени минерализации.
Все оценки рентгенологических и остеоскопических находок должны быть очень осторожны, так как высокая температура существенно деструктурирует строение костей, вызывая появление постермического "остеопороза", "ложнопатологических" и "ложнотравматических изменений", нивелирование возрастных характеристик кости и др. (А.В.Ковалев).
Применение современных методов молекулярно-генетического и рентгенспектрального флюоресцентного анализа существенно расширяет возможности не только идентификации личности, но и позволяет уточнить условия кремации.
Окончательный вывод о тождестве личности основывается на совпадении индивидуально неповторимого комплекса признаков личности неизвестного и пропавшего человека. Кроме судебно-медицинских данных для идентификации личности используют дактилоскопию, фонографию (исследования голоса), одорологию, графологию и другие виды криминалистических исследований.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 643;