Шрифтовой плакат, его композиционное решение и методика создания

В практике художественного оформления и дизайна широко применяется шрифтовой плакат.

Содержание шрифтового плаката составляет обобщенное, лаконическое слово.

Разновидности шрифтового плаката:

-призыв;

-лозунг;

-транспарант.

Требования к шрифтовому плакату. Шрифтовой плакат должен отвечать определенным требованиям:

-ясность;

-удобочитаемость;

-умелое построение шрифта;

-максимально активное воздействие на чувства человека в процессе кратковременного зрительного восприятия;

-мастерское художественно-композиционное решение;

-расстановка точных смысловых акцентов;

-образная художественность и учет требований эстетики;

-грамотное цветовое решение.

Ритмический строй и способы размещения текста. Целостность композиционного решения шрифтового плаката в большей степени обеспечивается подчинением решения художника-дизайнера зрительным закономерностям ритма. Каковы условия создания грамотного ритмического строя шрифтового плаката?

Первое условие- создание ритма с помощью геометрической и оптовой пропорциональности элементов букв и текстовых строк в композиции. Важно учитывать равновесие оптических полей межбуквенных пробелов. На восприятие шрифтового плаката существенно влияет величина межстрочных расстояний (средняя величина – 0,5-1,5 высоты буквы).

Второе условие – возможность создания ритма цветом. Распределение цветовых акцентов в композиции шрифтового плаката должно зрительно уравновешивать все его части и тесным образом увязываться со смысловой акцентировкой текста.

Условием гармоничности построения шрифтового плаката, эстетической полноценности композиции отвечает стилевое единство шрифтов.

Плакаты, содержащие краткую законченную мысль, как правило, выполняется единым типом шрифта, образно раскрывающим их содержание. Однако художник вправе использовать различные типы шрифтов в целях усиления акцентов, смыслового отличия, разнообразия решений, декоративности.

Главным критерием необходимости смешения шрифтовых стилей выступает образность раскрытия содержания плакатов.

Изобразительно-выразительные средства шрифтового плаката ограниченны. Поэтому весьма важна смысловая акцентировка в шрифтовой композиции. Как известно, смысл речи зависит от ее интонационного строя. Предложения же, в свою очередь, делятся при помощи интонационных интервалов. Все это создает смысловые акценты. Логика разбивки предложения в шрифтовом плакате на отдельные строки так же основываются на соблюдении интонационных и смысловых интервалов речи. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем зрительной разбивки текста и увеличения междустрочных расстояний.

Помимо информативного назначения, любой шрифтовой плакат воздействует на чувства человека. Поэтому непременным требованием при его создании выступает целостность и композиционная слаженность построения плаката. Существуют общие закономерности создания наиболее приятных для глаза пропорций (например, «золотое сечение»), гармоничность построения. Помимо этого на целостность и композиционную слаженность плаката влияют архитектурная ситуация (интерьер, экстерьер), характер окружающей среды и другие факторы.

Масштабность (в художественно-дизайнерской практике) – это соразмерность соотношение того или иного сооружения (предмета) с человеком и окружающей средой. Масштабность плакатной формы - это соразмерность всего плаката с его частыми и элементами. В первую очередь художнику-дизайнеру следует обратить внимание на соразмерность шрифтового поля с форматом изобразительной плоскости, с ее верхним, нижним и боковым свободным полем. Художнику-дизайнеру следует ответственно подходить к выбору размеров шрифта заголовка, главного и второстепенного текстов, декоративных элементов.

Методика создания самодеятельного плаката. Процесс изготовления самодеятельного плаката включает в себя три этапа:

1. выбор содержания и формы плаката;

2. подбор материалов и красящих веществ;

3. непосредственное оформление плаката.

Первый этап. Приступая к изготовлению плаката, надо понимать, что композиция его формы и содержания, должно быть, простой и ясной. Тщательно продумав композицию, следует выполнить несколько эскизных вариантов. К их обсуждению можно привлечь не только компетентных специалистов, но и будущих зрителей. Существует два подхода композиционного построения: от содержания к форме и от формы к содержанию. Все наиболее важное, особенно текст, выдвигается на передний план. В плакате широко применяются обобщения. Не рекомендуется перегружать плакат объемным текстом и большим количеством иллюстративного материала. Так как плакат смотрится на расстоянии, то детали рисунка должны быть крупными и силуэтными, а графемы букв шрифта хорошо просматриваемыми.

Закончив работу над эскизом плаката, можно приступить ко второму этапу – подбору материалов и красящих веществ, что зависит от места экспонирования (интерьер или экстерьер), размеров плаката и техники, в которой предполагается выполнять работу. Если плакат будет вывешен в помещении и по размеру является небольшим, то он может быть исполнен на листах ватмана (полуватмана) или других видах бумаги. В этом случае бумага может быть натянута (наклеена) на стенд-основу. Можно покрыть бумагу тоновой водоэмульсионной краской. Рисунок и текст выполняется гуашью, темперной и акварельной, причем красками насыщенных тонов.

Большие по размеру плакаты изготавливаются из ДВП (оргалит), фанеры, жести. Тонировку, выполнение рисунка и исполнение шрифтовых работ на тех плакатах, которые будут размещены на улице, лучше производить масляными красками, водоэмульсионной краской или темперой. Данные красящие материалы являются водостойкими. Возможно применение других материалов и красящих веществ.

Третий этап - непосредственное изготовление плаката. Качество будущей плакатной формы предопределяется творческим характером решений на первом и втором этапах методики. Однако надо постараться, чтобы плакат был не только неординарным, стильным, но и высокотехничным по исполнению. В арсенале средств, повышающих качество и эффективность выполнения работ художника с текстовым элементом, имеется шрифтовой шаблон – прозрачный инструмент с заготовками-прорезями основных шрифтовых элементов.

В заключении необходимо отметить, что изготовленный плакат требует еще и правильного размещения. Расположить плакат надо на определенной высоте, в местах, где чаще останавливается взгляд потенциального зрителя. Не следует размещать плакаты близко друг к другу. Творческий поиск, чувство меры, высокая требовательность к себе и развитый художественный вкус позволяют художнику-дизайнеру создавать высокохудожественные плакатные формы.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 4289;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.