Тема. История российской прокуратуры
4-й период. Одно из характерных явлений складывающегося абсолютизма – это возникновение специальной надзорной системы, что обусловлено рядом серьезных причин.
Во-первых, отсутствие надлежащего контроля за системой управления. Во-вторых, возросшее количество должностных преступлений, казнокрадство, взяточничество также вызывали потребность надзора.
Практически одновременно с Сенатом создается целая система фискалата.
Фискальная система в России учреждалась рядом указов 1711года. Сенату предлагалась выбрать обер-фискала «человека доброго и умного из какого чина ни есть». За образец этой системы были взяты надзорные органы Германии.
Основу компетенции фискалов законодатель определил следующим образом: «взыскание всех бесгласных дел». Для этого фискалы должны:
- проведывать и доносить обо всех нарушениях закона;
- проведывать и доносить обо всем, что вредит государственным интересам – взятках, казнокрадстве, должностных нарушениях;
- участвовать в защите частного интереса, т.е. вмешиваться в частные дела, по которым нет заявителей и просителей («ежели какого приезжего убьют»).
Изначально в Указе государя было зафиксировано, что фискал: «должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать». При успешном разоблачении половина штрафа с обвиненного шла в пользу фискала. Но очень скоро порочная система организации деятельности фискалата (тайность и фактическое отсутствие ответственности) привела к процветанию извечных злоупотреблений – взяткам и ложным доносам. Практически все руководители фискалата при Петре подверглись суду и жестоким наказаниям за злоупотребления и взятки.
Фискалат в России не прижился. В январе и апреле 1722года были приняты указы, которые организовали прокуратуру.Понятие «прокуратура» происходит от латинского procurо – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Прокуратура в России создавалась как представительный орган императорской власти, осуществлявшей по ее поручению надзор и контроль за действиями и решениями Сената, других центральных и местных учреждений, т.е. развитие надзора пошло в направлении его обособления от Сената, в сторону непосредственного подчинения самому императору.
Главенствующее место в системе прокурорских органов занимал генерал-прокурор, подчиненный непосредственно Государю. Генерал-прокурору была подчинена сенатская канцелярия и все делопроизводство, а также органы фискалата. При генерал-прокуроре состоял его заместитель и помощник – обер-прокурор. Во всех коллегиях состояли свои прокуроры. На местах были назначены прокуроры при надворных судах и прокуроры при губернских учреждениях.
Одним из важнейших принципов организации прокуратуры был централизм и строгое единоначалие.Все члены прокуратуры не состояли в иерархической зависимости друг от друга, а непосредственно подчинялись генерал-прокурору.
В январе 1722 года был назначен генерал-прокурор при Сенате. Понимание должности прокурора выразил сам Петр, определение которого стало хрестоматийным: «Сей чин яко око наше».Главная задача деятельности генерал-прокурора – наблюдение за исполнением законов.
Петр I очень серьезно отнесся к выбору кандидатуры генерал-прокурора. Им стал П.И. Ягужинский.
Нижестоящие прокуроры должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых состояли и формы их деятельности можно охарактеризовать следующим образом:
- наблюдение;
- предложение с напоминанием или предостережением;
- протестация и донесение высшему органу надзора.
Вне компетенции прокуроров лежало уголовное преследование как особый акт правительственной власти. О некотором руководстве этой стороной деятельности можно говорить лишь относительно связи прокуратуры с фискалатом. Полностью фискалат был упразднен Верховным тайным советом в 1729году.
В эпоху дворцовых переворотов роль прокуратуры была неоднозначной. Усовершенствование прокурорского надзора произошло при Екатерине II. Екатерининская прокуратура отличалась от петровской.
Во-первых, на прокуроров была возложена обязанность государственного преследования лиц, совершивших преступления, установление тесной связи с судом.
Во-вторых, изменилась структура прокуратуры. После проведенной реформы Сената, разделенного на 6 департаментов, за первым департаментом (ведал государственными, политическими и внутренними делами) надзирал непосредственно генерал-прокурор, а в остальные были назначены обер-прокуроры.
По реформе 1775 года была организована губернская прокуратура, в состав которой вошел губернский прокурор при губернском правлении. В его подчинении находились прокурор при верхнем земском суде, прокурор при губернском магистрате, прокурор при верхней расправе. В уезде функции прокурора были возложены на уездного стряпчего.
Екатерининская прокуратура оказалась построена по системе двойного подчинения: с одной стороны – генерал-губернатору и губернскому правлению, с другой – генерал-прокурору при Сенате.
Генерал-прокурор назначался императором. Влияние генерал-прокурора постоянно возрастало. Губернский прокурор осуществлял общий надзор за законностью и судебный надзор. Нижестоящие прокуроры, состоящие при судах, и уездный стряпчий должны были доносить губернскому прокурору о неточном исполнении законов в суде, о волоките в производстве дел и т.п.
В эпоху правления императора Александра I, когда была создана министерская система, генерал-прокурор был наделен полномочиями министра юстиции.
Правительство стремилось усилить надзор прокуратуры за деятельностью местных учреждений и судов, наблюдение за течением именно уголовных дел. Фактически, на губернских прокуроров возложили надзор за столь широким кругом дел, что он стал мало реальным.
5-й период. В общем контексте реформ императора Александра II важное место занимали преобразования прокурорской системы страны. Судебные уставы 1864 года придали институту прокуратуры, в основном, характер органа уголовного преследования и государственного обвинения перед судом.
Назначение прокуратуры – «наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи». Принципы организации и деятельности прокуратурыопределялись следующим образом:
- единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;
- осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;
- осуществление «верховного» надзора в империи генерал-прокурором;
- строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим;
- несменяемость прокуроров;
- независимость прокуроров при принятии ими любого решения от местных властей.
Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор. В его непосредственном подчинении находились обер-прокурор Сената и прокуроры судебных палат, у каждого из которых имелось несколько помощников (товарищей). Прокурору судебной палаты были подчинены прокуроры окружных судов, входящих в округ данной палаты. Состоящие в подчинении прокурора окружного суда товарищи распределялись по уездным городам, входящим в округ данного суда. Все предписания высших чинов были обязательны для их подчиненных.
Независимость прокуроров от местных властей обеспечивалась системой назначения на должности. Генерал-прокурор назначался императором, обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и их товарищи – императором по представлению генерал-прокурора (министра юстиции), прокуроры окружных судов и их товарищи утверждались генерал-прокурором.
Среди основных направлений деятельности прокуратуры интересно отметить ее судебную работу. Прокуратура была построена в составе судебного ведомства, но в качестве самостоятельного органа, имеющего свою особую организацию. В соответствии с судебной реформой 1864 года четко определялось, что прокуратура не вмешивается в деятельность суда, а прокуроры не имеют права ущемлять или ограничивать самостоятельность судей при принятии ими решений по рассматриваемым делам. Прокурор-обвинитель и защитник уравнивались в правах. На прокурора возлагалось:
- постоянное наблюдение за производством судебными следователями предварительного следствия;
- право возбуждать уголовные дела;
- обязанность «обличать обвиняемых перед судом»;
- вынесение протестов на решения суда в кассационном и апелляционном порядке;
- обязанность осуществлять надзор за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам.
Но во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды, сохранялась система губернской прокуратуры. Губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами. Но функции обвинительной власти губернские прокуроры не имели. В 1896 году губернским прокурорам было предоставлено право осуществлять надзор за дознанием и следствием, а также возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Следовательно, с конца XIX века по 1917 год фактически существовали две прокурорские системы: прокуратуры судов и губернские прокуроры.
После убийства императора Александра II, а особенно революционных событий 1905–1907 годов усиливается карательная направленность в деятельности прокуратуры
Раздел II. История Русского права (IX век–1917 год)
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 161;