ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Слово «творчество« происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону, тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по XI класс ежегодно.
Вместе с тем разговор о методических аспектах выполнения проектов школьниками требует предварения. Говоря об инерции мышления, стоит напомнить: таковая живет и в школе, где до сих пор слово «дети» часто ассоциируется с понятием «несмышленыши». Это одно из самых распространенных наших взрослых заблуждений.
Дети обладают раскованным воображением, незашоренным, еще не ограниченным психологическими барьерами, которые мы, такие «опытные«, часто сами воздвигаем перед своей мыслью. Пытливый ум юных направлен на все, что окружает нас, в том числе к таким объектам, где традиции кажутся незыблемыми. Вот лишь несколько примеров. Каждый знает, как растет в земле картофель. После уборки его фасуют в капроновые сетки и продают. Костя Уткин, выпускник ПТУ, провел эксперимент и посадил клубни в старом капроновом чулке. Эта изоляция от земли и от вредителей дала по пять-шесть абсолютно чистых (хоть сейчас же на сковороду!) клубней. На следующий год новатор развил свою идею: все посадочные авоськи были связаны между собой капроновой веревкой, потянув которую урожай извлекают из земли за один прием. До такого мог додуматься только человек с раскованным воображением!
Однако эта идея получила еще и автомеханическое воплощение. Изобретатель Л.Е. Панасюк приспособил для технологии Уткина обычную четырехрядную картофелесажалку. Против клубне- проводов (конусообразных труб) установил катушку с капроновыми сетками, заправив концы в специальные сошники. При движении машины сошники прокладывают борозды, в которые и укладывается сетка, несущая клубни. Отвальный плуг запахивает необычную борозду. Самое интересное начинается при уборке. Простое тракторное навесное устройство тянет сетку, как рыбаки вытягивают невод. Урожай вываливается на ленточный транспортер, а освободившаяся сетка наматывается на катушку. Промытая, она готова для повторного использования.
А В.Петровский, будучи учащимся ПТУ, получил авторское свидетельство на изобретение, которое заставило во всем мире пересмотреть взгляды на монополию привычных раздвижных мостов для пропуска судов. Петровский придумал «поворотный мост». Поворотным, на опоре, сделал центральный пролет моста. Если с него опустить в реку большой лист металла, то силой течения развернет пролет, он встанет по течению, вдоль реки. Суда смогут проходить слева и справа от опоры. Чтобы закрыть мост, с него опускают лист под углом к течению, и пролет занимает прежнее положение. Как просто, верно? Все изобретения, когда они реализованы, — очевидны, их решения кажутся лежащими на поверхности...
Еще пример. Заплывать на скорость в бассейнах мешают волны: их поднимают сами спортсмены. Отражаясь от стенок бассейна, волна замедляет движение пловцов. Московский школьник оригинально решил проблему. По бокам бассейна были установлены Щиты с отверстиями, немного отстоящие от стен. Волна свободно проходила через отверстия, отражалась от стен бассейна и гасилась, ударяясь о щиты!
Молодые изобретатели часто находят очевидные и простые решения сложных задач. Это они придумали нетонущее мыло, вибрационный будильник для глухонемых, подъемный кран типа «летающая тарелка» и еще сотни необычных и усовершенствованных обычных машин и механизмов.
Классическим стал пример, когда школьники, чьи родители работали на знаменитом Уралмашзаводе, решили изготовить уменьшенную в тысячу раз копию изделия старших — шагающего экскаватора. Ребятам, однако, не понравилась конструкция управления ковшом, они сделали ее по-новому. Изобретение оказалось удачным — все шагающие экскаваторы после этого выпускались с учетом их «ноу-хау».
Школьники оснащают техническими новшествами и сам учебный процесс. Ученик из Вологодской области В. Филипов изготовил «шпаргалку» по машиноведению — своеобразный конструктор, позволяющий собирать всевозможные передачи, рычажные системы, кривошипно-шатунные механизмы. Старшеклассники из Ярославской области создали увлекательную игру — электротаблицу умножения для первоклассников.
Таких примеров творчества юных можно приводить бесконечно много. Человек, познавший радость творчества, будет вновь стремиться испытать ее. Поэтому так важна педагогически и методически правильно организованная работа над проектами.
Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию (см. схему 1).
Вот по какой принципиальной схеме осуществляют работу над проектами в школе № 28 г. Курска, где в педагогических классах (по системе школа—вуз) накоплен достаточно большой проектный опыт.
1. Школьник сам предлагает учителю изделие, которое он хотел бы сделать (например, тумбочку-подставку для аудиовидео- техники в своей комнате). После согласования конкретного задания с учителем школьник составляет план действий. Этот план, равно как и описание деятельности по этапам, записывается в тетрадь. Без такого описания, где приводятся обоснования, результаты рассмотрения вариантов и т.п., работа над проектом не имеет смысла. При защите проекта пояснительная записка — обязательный элемент.
2. Следующим этапом может быть либо исторический экскурс — в нашем случае прослеживание этапов развития мебели, либо изучение и анализ разновидностей тумбочек-подставок, имеющихся в продаже, оценка их функциональных качеств, дизайна. Можно выяснить, как потребительские свойства отражаются на сбыте, иначе говоря, что привлекает людей к приобретению того или иного варианта изделия.
3. Далее следует этап выбора материалов — с учетом эксплуатационных качеств, долговечности. Рассматриваются варианты конструкции и соединения отдельных элементов изделия. Школьник сам решает, на шкантах или металлических уголках, на шипах или резьбовых соединениях будет осуществляться сборка. При этом переборе вариантов неизбежен выход на рациональное решение.
4. После конструкторского этапа следует технологический: необходимо разработать технологическую последовательность изготовления, осуществить подбор требуемых инструментов, продумать и выбрать наиболее подходящие отделочные процессы.
5. Школьник должен произвести экономические расчеты, связанные с оценкой стоимости необходимых материалов. Очень важно, когда понятие «себестоимость» выводится из самостоятельных расчетов. Рачительным хозяином может стать тот, кто знает цену труду и трудовым затратам, а не бездумный потребитель.
6. Завершается работа над проектом его защитой. Это превращается в настоящий праздник творчества, выставку торжества умелых рук и глубоких знаний. Кроме демонстрации достижений школьников, такая форма общественной защиты своего проекта несет большую воспитательную нагрузку.
В программе «Технологии» для V—VII классов на выполнение проекта отводится по 16 ч в каждом. Вот как предположительно можно спланировать эти часы:
№ п/п | Тема занятия | Кол-во учеб. часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Выбор и обоснование проекта Выбор и анализ конструкции Определение материалов, расчет их стоимости Выбор оптимальной технологии Изготовление изделия Коррекция изделия, конструкторско-технологиче- ской документации Экономическое обоснование Разработка рекламы и товарного знака Защита проекта, оценка, конкурс проектов | 8-10 |
Будущим учителям технологии и предпринимательства следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности Школьников при работе над проектом. Это ни в коей мере не отрицает направляющую и контролирующую роль преподавателя.
Схема 1
Творческая составляющая в работе над проектом (по Л. М. Иляевой)
Без его помощи учащийся не сможет довести работу до логического завершения.
Педагогическое руководство проектной деятельностью сводится к следующему:
· организации и подготовке учебно-материальной базы;
· разработке дидактического материала;
· подбору творческих заданий для предложения их школьникам;
· наблюдению за ходом работы учащихся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;
· оценке учебно-трудовой деятельности.
Как хорошо видно, кроме контролирующей функции, проверка и оценка учителем знаний, умений и навыков, проявленных при выполнении проектов, должна выполнять обучающую и воспитывающую функции.
Вместе с тем реалии жизни показывают: некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.
Совместная работа учащегося и учителя, составляющая проектное обучение, осуществляется как сознательное регулирование сложными компонентами — психологическими, организационными, методическими. От степени подготовленности к подобной деятельности учителя технологии и предпринимательства во многом зависят результаты учащихся.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие основные направления предусмотрены в базовом содержании программы «Технология»?
2. Какие разделы включены в программы для V—VII классов?
3. Что входит в содержание методики преподавания технологии?
4. Что понимается под проектом школьника?
5. Какими могут быть проектные задания?
6. Перечислите основные этапы работы над проектом.
7. Назовите элементы организационно-подготовительного этапа.
8. Из чего складывается технологический этап?
9. Какие вопросы решаются на заключительном этапе работы над проектом?
10. В чем проявляется индивидуальный подход при проектном обучении?
Глава 3
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 790;