Глоссарий по теме семинара

«Определяйте значения слов.

Этим вы избавите человечество

от половины его заблуждений

и недоразумений»

Р.Декарт

Идентичность –постоянство, тождество, преемственность индивида и его самосознания, его ответ на вопрос «Кто Я?». В науках о человеке понятие идентичность имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии. Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». Личная идентичность или самоидентичность (Self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это не какая-то особая черта или совокупность черт, которыми обладает индивид, а его самость, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Она обнаруживается не столько в поведении субъекта и реакциях на него других людей, сколько в его способности поддерживать и продолжать некий нарратив, историю собственного Я, сохраняющего свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов.

Идентичность этническая —это индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентификация является важным компонентом Я-концепции.

Интолерантность –1)состояние сниженной переносимости каких-либо факторов; 2) неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми проявляющаяся через конфликтное, агрессивное поведение.

Интолерантность этническая - 1) свойство этнической общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов; 2) неадекватно негативное групповое восприятие иной этнической группы и ее культуры; 3) межэтнические отношения, основанные на враждебности, неприятии культуры, образа жизни, ценностей друг друга; 4) идеи отрицания прав иных этносов на собственные ценности, культуру, коммуникативные и поведенческие модели, образ жизни.

Интолерантность этническая проявляется на 3 уровнях. На эмотивном уровне это отношения, основанные на неприятии, неприязни, ненависти, вражде по отношению к другим этносам вообще или к конкретной этнической общности и отдельным его представителям. На конативном уровне это направленность поведения и действий по отношению к представителям других этносов на неприятие и вражду. На когнитивном уровне: идеи, концепции, оправдывающие негативные отношения и враждебные действия по отношению к представителям др. этносов вообще или к отдельно взятой этнической общности. Проявление интолерантности этнической надо рассматривать как трансформированный внутренний мир представителей этнической общности, а внутренние состояния индивидов как отражение социокультурных явлений и вызванных ими состояний данной общности. Поэтому интолерантность этническую характеризуют на уровнях группы и индивида.

Признаками интолерантности этнической на уровне этнической группы являются: фанатизм, цинизм, агрессия по отношению к другим этносам или их представителям; фиксация образа врага в лице какого-либо этноса; негативные этнические установки; провокационные поведение и действия.

Признаками интолерантности этнической на уровне индивида - представителя этнической группы являются: раздражение, гипертрофированная значимость собственной этнической принадлежности, потребность в этнической ассоциированности, гиперболизация статуса этнической принадлежности.

Формами проявления интолерантности этнической являются:

1) ксенофобия - первая ступень нетерпимости, выражается в неприятии и нетерпимости к людям иных этнических общностей;

2) избегание эмпатии по отношению к ситуациям, вызывающим психол. дискомфорт. Отсюда неприятие представителей этнических общностей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, социально незащищенных;

3) ассимиляция - поглощение одной этнической культуры другой ввиду неприятия иной картины мира - или принуждение к ассимиляции;

4) сегрегация - отстранение доминирующим этническим большинством представителей этнического меньшинств от ключевых позиций жизни общества;

5) дискриминация - ограничение прав по признаку этнической принадлежности;

6) национализм и шовинизм - доминирование этнических ценностей над общечеловеческими ценностями и на этой основе выражение превосходства своего этноса над другими;

7) физическое насилие над представителями иной этнической группы;

8) концептуально обоснованные проявления неприятия и враждебности к др. этносам (расизм, фундаментализм, интегрализм и др.);

9) геноцид - предельная форма интолерантности.

Можно выделить ряд факторов интолерантности этнической на уровне этнической группы. 1) Кризис этничности, выражением которого является этническая напряженность. По мере развития этноса меняются формы этнической идентичности и этнической самопрезентации. На фазе перехода появляются негативные компоненты этнической идентичности, такие как: когнитивный диссонанс, который ведет к утрате уважения и самоуважения, развивает комплекс вины; нарушение целостности этнического чувства и сознания «Мы». В итоге разрушается ощущение этнической целостности, и срабатывает инстинкт самосохранения, который чаще выражается в утверждении своей этничности в противоборстве с другими этническими группами. Это первая причина этнической напряженности. Вторая - связана с несоответствием этнических потребностей, прав и обязанностей возможностям их реализации. В частности, территориальный спор, социальная незащищенность, экономические и этнодемографические проблемы актуализируют негативные представления об этнических группах, находящихся в лучшем положении. 2) Столкновение различных культур в результате миграционных процессов. Поскольку культурная среда создает для этноса необходимый минимум психол. комфорта, появление инокультурной среды нарушает чувство защищенности и полноценности бытия. 3) Доминирование индивидуалистической направленности этнического сознания приводит к этнической разобщенности, дегуманизации человеческих связей и отношений внутри группы. Это порождает интолерантность внутри этноса и за ее пределами. Доминирование коллективистской направленности этнического сознания, не подкрепленное позитивными социокультурными условиями жизни внутри этноса ведет к интолерантности по отношению к другим этническим группам. 4) Непропорционально развитые эмпатические отношения внутри этнической общности трансформируются в высокомерие и амбициозность по отношению к представителям других этнических групп.

Факторы интолерантности этнической на уровне индивида: 1) противоречие между идеальным и реальным Я личности трансформируется в ненависть к мнимым виновникам внутреннего конфликта; 2) гипертрофированное чувство жалости и сострадания к себе, поддерживающее ненависть или неприязнь к предполагаемым обидчикам; 3) внутр. несоответствие между реальным поведением человека и тем поведением, к которому обязывает его этническая идентичность.

Конфликт -это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Культура толерантности –способ действияв сложной ситуации взаимодействия с использованием неагрессивных средств и методов, направленный на ее урегулирование несиловыми методами.

Межконфессиональная толерантность -это активная позиция личности, выражающая ее готовность признавать, принимать, понимать, уважать религиозное многообразие и своеобразие в процессе взаимодействия субъектов в условиях поликонфессионального общества и проявляемая в мотивационно-личностном, содержательном, поведенческом, рефлексивном компонентах.

Межэтническая толерантность –это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали.В исследованииСтепановой Н.Г.установлено, что характер межэтнических толерантных отношений в современном российском обществе определяется деятельностью политических сил, которые используют этнические чувства, этническое самосознание, межэтнические отношения в своих личных целях. Данная эксплуатация этнического фактора негативно сказывается на отношениях этносов, ставит под угрозу межэтническую толерантность, способствует возбуждению розни, нетерпимости, ведет к вооруженным столкновениям.

Насилие -преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб (определение ВОЗ).

Предрассудки -это отрицательное или враждебное отношение к той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации. Зачастую предрассудок – это синоним суеверия, верование на событие, не подтвержденное осмысленными доводами. Почти все мы в той или иной степени подвержены предрассудкам, независимо от того, направлены ли они против этнической, национальной или расовой группы, против людей с иными сексуальными предпочтениями, против какой-либо определенной географической местности, выбираемой в качестве места жительства, или против конкретных продуктов питания.

По мнению Э. Аронсона существует четыре основные причины возникновения предрассудка:

- экономическая и иная конкуренция или конфликт (количество предрассудков растет, когда наступают напряженные времена, и возникает конфликт между взаимоисключающими целями разных групп людей);

- вытесненная и смещенная агрессия (люди склонны обратить свою агрессию против тех групп, которые не вызывают у них симпатии, которые хорошо заметны и которые относительно безвластны. А потом объясняют это «как бы рационально»);

- личностные потребности;

- конформность по отношению к существующим социальным нормам.

Чаще всего люди не замечают своих предрассудков.

Стереотип –это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность (У.Липпман). Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум.

Стереотипы национально-этнические -относительно устойчивые мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.

Толерантное сознание -это сложный, многогранный и непрерывный процесс, результатом которого является целостная система психических процессов, состояний и свойств молодого человека по отражению действительности, устремлению к построению жизненного мира, разделяющего общечеловеческие ценности, позиционирующего появление новых субъектов глобального человеческого сообщества.

Толерантность –право другого на варианты, право на действительный мультикультурализм, поликультурность как источник движения в этом мире (А.Г.Асмолов).

Организацией объединенных наций 1995 год был объявлен годом Толерантности. В этом же году 16 ноября в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». В ней представлены три основных значения понятия «толерантность»: 1) это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии; 2) это не пассивное смирение, и не отказ от своих убеждений, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека, признания того, что люди различаются по внешнему виду, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность; 3) это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность - система внутренних ресурсов ребенка, отражающая его готовность и способность позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению, способствующая невосприимчивости к провоцирующим факторам среды. Ресурс – запас, источник, средство, к которому обращаются в необходимом случае» [ТСРЯ, 1996; 667]. Толерантность может: 1) реализоваться в разных системах: «Я», «Я – Другой»; 2) находиться в актуальном или потен-циальном состоянии; 3) проявляться в разных видах: межличностная, межэтническая, гендерная и т.п., основываясь при этом на единой готовности и способности личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия.

Предпосылками формирования толерантности являются природные задатки, детерминирующие свойства нервной системы индивида и личностные особенности. Ни то, ни другое не определяет быть или не быть человеку толерантным, проявлять или нет толерантное поведение в отношении себя и другого. Как отмечает Л.И. Божович, не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития, а, следовательно, и для формирования личности. Но это влияние непрямое и неоднозначное, оно может приводить к разным результатам, в зависимости от того, какое место эта особенность занимает в общем ходе формирования личности ребенка, и какую функцию она в нем выполняет. А личность, по А.Н. Леонтьеву, является приобретенным новообразованием определенного периода, поэтому по определению не может полностью детерминировать процесс формирования толерантности.

В соответствии с принятым в исследовании деятельностным подходом в структурном отношении она содержит когнитивную и операциональную составляющие. Первая включает: а) знания о толерантности и толерантном поведении, его преимуществах; б) представления о приемах, способах, стратегиях толерантного взаимодействия; в) осознанное желание соответствовать представленным образцам (мотивированность). Вторая представляет собой совокупность опыта воплощения соответствующих знаний и представлений

в конкретных ситуациях. Этот опыт включает как эмпирические обобщения

о ситуациях взаимодействия, сделанные его носителем независимо от специальных знаний, так и усвоенные в процессе намеренно организованной деятельности.

Толерантность формируется целенаправленно и поэтапно. Формирование толерантности – это начальный этап процесса ее становления и развития в ходе специально организованной деятельности, направленной на расширение области осознанной компетентности. В нем когнитивный компонент будет несколько опережать операциональный. Предпосылками формирования толерантности являются: свойства нервной системы, особенности личности и специфика субъектного индивидуального опыта. Встреча с непохожим другим и необходимость взаимодействия с ним представляет один из вариантов стрессовой ситуации. В связи с этим толерантность можно рассматривать как одну из составляющих такого поведения, которое позволяет субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться с трудной жизненной ситуацией или стрессом (т.е. копинг-поведением). Принятое в исследовании определение толерантно-сти позволило выделить следующие компоненты толерантного поведения: активность, осознанность (то есть способность к этической рефлексии), уважение, принятие другого, самообладание.

Все изложенное позволяет представить толерантность в структурно-функциональной модели. При этом под моделью (от лат. modulus – мера, образец) мы понимаем мысленный или условный план («оригинала» данной

модели), используемый в качестве его «заместителя», представителя (см. схему 1).

В структурном отношении она содержит когнитивную, операциональную и личностную составляющие. Первая представляет собой характеристику познавательной сферы, которая включает: а) знания о толерантности и толерантном поведении, его преимуществах; б) представления о приемах, способах, стратегиях толерантного взаимодействия; в) осознанное желание соответствовать представленным образцам (мотивированность). Вторая представляет собой систему скоординированных действий в поведении и деятельности, способствующих достижению цели. Операциональный компонент базируется на совокупности опыта воплощения соответствующих знаний и представлений в конкретных ситуациях. Этот опыт включает как эмпирические обобщения о ситуациях взаимодействия, сделанные его носителем независимо от специальных знаний, так и усвоенные в процессе намеренно организованной деятельности. Личностный компонент толерантности как ресурса личности представляет собой интегральную характеристику человека, включающую: знание самого себя, признание многообразия мира, оптимальный уровень саморегуляции.

Установка социальная — это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека.

Выделяют три различных компонента установки: когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (конативный). Три источника оценочного суждения — мнения, чувства и прошлое поведение могут детерминировать установки как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. Порой четвертым детерминантом установки называется процесс мотивации.

Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Значимость, которую человек придает тем или иным ценностям, определяет, насколько они будут влиять на его установки. Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности, и тогда они могут вступать между собой в конфликт.

Имеется ряд теорий формирования установки. Это теории научения, когнитивного соответствия, баланса, когнитивного диссонанса, самовосприятия.

В концепции диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова в качестве системообразующего признака выступают различные состояния и уровни предрасположенности индивида к восприятию условий деятельности. При этом диспозиции личности понимаются как своеобразный продукт «столкновения» ее потребностей и ситуаций их удовлетворения. В.А. Ядов предлагает следующую иерархию диспозиций. Низший уровень диспозиционной структуры —- элементарные фиксированные установки по Д.Н.Узнадзе; второй уровень — социальные фиксированные установки; третий, высший, уровень — система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. В соответствии с данной концепцией, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. Однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущую регулятивную роль играет определенный уровень диспозиций.

Степень влияния установок на поведение издавна служит предметом исследовательских дискуссий. Общепризнано, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению.

Важные условия данного соответствия заключаются в том, чтобы рассматриваемая установка личности была достаточно сильной, ясной и стабильной. Все, что может усилить какую-либо установку личности, должно приводить к увеличению соответствия между установкой и поведением. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике.

Этнос -межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Характеризуется общностью обычаев, традиций, психологического склада, языка, религиозности, чувства солидарности, объективной основой которых являются кровное родство, проживание на одной территории, церковь, экономические связи и т.п.

Нация - Вебер определяет нацию как этническую общность, стремящуюся к созданию своего государства, способного создать условия для воспроизводства (сохранения) и развития данных природокультурных ценностей (русских, латышских, татарских и др). Вебер рассматривает нацию как естественное место воспроизводства и развития природокультурных ценностей, таких, как физический и психологический тип, язык и религия, культурные традиции и т.п. Одного чувства этнической солидарности для воспроизведения и развития этих природокультурных ценностей недостаточно. Для этого нужны политические, военные, экономические действия.

Список рекомендуемых источников и литературы:








Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 612;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.