Возможности образовательной среды в формировании толерантности как основы духовно-нравственного развития школьника
Формирование культуры толерантности в образовательной среде
Формирование культуры толерантности в образовательной среде
По мнению Еникеева А.А., школьник воспринимает собственную семью как данность, которая такова, какова она есть. То есть, ему не приходит в голову заниматься радикальной перестройкой данной среды, ведь «родителей не выбирают», так же, как не выбирают систему моральных, нравственных или ценностных ориентаций своей семьи.
Совсем иначе дело обстоит в социальной среде школы, здесь у ребенка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить необходимую множественность выбора, чтобы у школьника был целостный, плюралистический взгляд на школьную среду. Данная задача затрагивает всех субъектов социального пространства школы, и педагогов и администрацию школы, и прочих сотрудников, поэтому условно ее можно разделить на ряд следующих операций:
- осознание и проблематизация границ школы в качестве пространства по формированию толерантности;
- поиск необходимых для развития среды внутренних ресурсов: актуализация и мобилизация усилий и жизненного опыта педагогов;
- привлечение внешних ресурсов среды: установление связей с родителями, общественными организациями города, другими образовательными общностями;
- структурно-функциональная организация образовательной среды школы, которую можно рассмотреть в качестве механизма взаимодействия систем и подсистем;
- создание системы социологического изучения и мониторинга среды на каждом этапе ее изменений для получения адекватной картины происходящего и принятия административных решений;
- создание устойчивых стратегий работы с личностью школьника по адаптации к социальной среде и выходу на новые мировоззренческие горизонты.
Принято считать, что акцент на национальном самосознании способствует формированию толерантного сознания. Однако толерантность необходима для построения общего пространства. В этом случае следует акцентировать внимание на том, что «национальное» в данном случае является прилагательным от слова «нация», а не «национальность». И в этом случае целесообразно вспомнить классическое обращение к жителям России первого президента России Б.Н.Ельцина: «Дорогие россияне!». Другими словами, нация понимается как……, а национальное как….. .
Возможности образовательной среды в формировании толерантности как основы духовно-нравственного развития школьника
В данном пособии представлены программы, направленные на формирование толерантности у обучающихся. Однако следует признать, что одна из самых характерных черт этого процесса, позволяющих сделать его эффективным, является индивидуальность образовательной среды конкретной образовательной организации. Толерантность – это образ жизни образовательной организации, а не система школьных мероприятий. Не может быть «программы (проекта) формирования толерантности вообще». Если необходимо добиться результата, а не просто отчитаться о проделанной работе, то программа или проект должны разрабатываться для каждой конкретной образовательной организации. Последовательность их разработки представлена в трудах д.пс. н., академика В.С.Лазарева. Приведем их:
1. Проблемно-ориентированный анализ образовательной среды.
2. Формирование концептуального проекта.
3. Разработка стратегии, направленной на решение задач создания условий для формирования установок толерантного сознания у обучающихся.
4. Формирование целей первого этапа.
5. Разработка операционального плана осуществления преобразований.
6. Экспертиза программы.
7. Осуществление программы (проекта).
8. Контроль и мониторинг результатов работы по программе (проекту).
Толерантность является основой духовно-нравственного развития школьников разных возрастных периодов. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности актуальность разработки данной проблемы определена следующим образом: «Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества». И далее следует предупреждение о том, что наше общество «…вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа». При сохранении имеющихся тенденций в исторически недалекой перспективе Россия столкнется с риском исчезновения [Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности [Эл. ресурс] // http://spravda.ru]. Что может являться основной целью (и одновременно продуктом) процесса духовно-нравственного развития? Это этическое мировоззрение ребенка.
Этическое мировоззрение – это целостный образ окружающего социального мира, складывающийся и изменяющийся в субъектном опыте детей и составляющий основу их психической жизни, являясь обычно не рефлексируемым, но при этом опорным условием. Основанием для такого определения послужила точка зрения С.Л.Рубинштейна, утверждавшего, что этика - это не морализирование извне, а подлинное бытие (жизнь) людей, поэтому она выступает как онтология человеческого бытия (Рубинштейн С.Л. «Мир и человек», 2003). Поскольку этическое мировоззрение является образом социального мира, то в нем, прежде всего, представлены нормы, правила, возможные модели взаимодействия людей, отличающихся по разным признакам. Образовательная среда представляет такую возможность в полном объеме: ее субъекты являются носителями разных признаков и не одинаковых по характеристикам моделей поведения. Само это наличие не способствует формированию толерантности, но предоставляет практически исчерпывающие возможности для ее формирования. Такова прямая связь духовно-нравственного развития и толерантности.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 431;