Тема 2.2. Основы гносеологии и логики. Познание: структура, формы ( 2 часа).
Цель занятия: раскрыть структуру познания, его формы, виды, методы.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
II. Опрос (устный) Вопросы: а) как связаны между собой такие философские категории как бытие, материя, сознание?; б) что такое бытие? Какова его структура?; в) в чем состоит сущность субстанциальной проблематики?; г) что такое сознание и зачем оно нужно человеку?; д) какими особенностями обладает сознание?; е) какова структура сознания и как бессознательное проявляется в деятельности человека?; ж) что такое сознательность?
III. Письменный опрос (терминологический диктант): бытие, сознание, небытие, пограничная ситуация, потенциальное бытие, несходящее бытие, самосознание, бессознательное, автоматизмы, сомнабулизм, гипноз, субстанция.
IV. Объяснение нового материала.
План:
1. Познание и его сущность.
2. Чувственное познание.
3. Рациональное познание и мышление.
4. Истина как результат познания.
5. Познание как философская проблема.
6. Гносеология в контексте корпоративного образования ОАО «Газпром».
1.
Подумайте, как познание связано с мировоззрением, в частности со знаниями, а также с сознанием?
Познание, как нетрудно заметить, бытийствует, и бытийствует оно посредством деятельности человека. Следовательно, деятельность человека – это субстанциальная основа самого познания.
Также легко заметить, что сознание и познание – это однокоренные слова. Эти слова объединяет один корень – знания. Однако отметим небольшое различие в сущности приставок. Если приставка «со» означает сопричастность, принадлежность, то есть знания бытийствуют в человеке, образуют внутреннее содержание его духовного мира, то приставка «по» по своей сущности обращена не на самого человека, а на внешний мир, не на субъект, а объект.
Познание можно описать с помощью понятий «субъект» и «объект», о чем мы будем говорить позже. При этом «субъект» - начало активное, деятельностное, «объект» - пассивное, страдательное.
Сущность познания раскрывается в библейской фразе: «..и он познал ее». Во-первых, тут речь идет не только о дихотомии активного и пассивного. Здесь говорится о том, что процесс познания сопряжен с процессом проникновения субъекта в объект, возможно, даже с насилием. Вспомним слова Ф. Бэкона: знание – сила.
Во-вторых, познание связано с любовью. Мы знаем лучше то или того, что или кого мы любим. Какие предметы вы знали лучше всего в школе? Наверное, любимые. Кого вы лучше знаете: своих родителей или сотрудников колледжа? Правильно: своих родителей, свою девушку или парня, потому что вы их любите.
Заглянем в учебники по философии. Классическое определение познания будет звучать следующим образом: познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Конспективно выделим формы познания: 1) обыденное (формируется на основе жизненного опыта); 2) мифологическое (формируется не на основе прочтения древнегреческих мифов или мифов древнего Египта, как можно было подумать, а на основе некритического осмысления действительности вследствии слабого развития саморефликсии. Об «идолах», господствующих в нашем сознании писал Ф. Бэкон: «идол пещеры», «идол рода», «идол театра» и так далее; 3) художественное (в качестве основы выступают продукты художественного творчества: художественная литература, фильмы, музыка, изобразительное искусство); 4) религиозное ( в качестве основы – Священные книги. Наиболее известные из них – Тора, Библия, Коран); 5) научное (основа – научная и учебная литература); 5) самопознание (познание самого себя, на основе которого вырабатыватся самооценка).
Подумайте, взаимосвязаны ли между собой виды познания, и если да, то каким образом? Можно ли утверждать, что познание начинается с самопознания?
Структуру познания можно представить следующим образом:
1) Субъект – тот, кто познает, активный элемент познания. В качестве субъекта могут выступать: а) индивид; б) социальная группы (студентов, ученых); в) человечество (в глобальном масштабе);
2) Объект – то, что познается, фрагмент действительности; то, на что направлена деятельность объекта. В качестве объекта могут выступать: а) природа – биология, физика, химия; б) человек – антропология, психология, педагогика; в) общество и его сферы – социология, политология, культурология, юриспруденция, история, экономика;
3) Предмет – часть объекта. В качестве предмета могут выступать: а) социальные действия и социальные взаимодействия в социологии; б) политическая власть – в политологии; в) правовые нормы – в юриспруденции; г) всеобщее в системе «мир – человек» в философии;
4) Методы - это способы, средства познания объектно-предметной области. Методы можно сравнить с инструментами хирурга. В литературе можно часто встретить словосочитание «методологический инструментарий: в научных исследованиях применяется совокупность методов, при этом их выбор должен быть научно обоснован.
В познании, если его рассмтривать как процесс, можно выделить следующие ступени:
Чувственное познание — это такое познание, которое осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния. Ступени:
1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущуние боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущуния – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности ;
2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой.
3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.
Относительно чувственного познания отметим следующее.
Во-первых, природа дала человеку столько чуств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чуственное познание с абстрактным.
Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения в действительности.
Ступени:
1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменая принадлежность, состоящая из стержня, наполненного черниалами и остова.
2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощь, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;
3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.
Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощь.
Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.
Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.
Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершенолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.
Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.
Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением.
В более обобщенном виде структура познания – в форме схемы.
Истина в структуре познания занимает важное место: она выступает в качестве цели научного исследования, и, естественно, в качестве ее результата.
Этимологию понятия истины исследовал философ П.А. Флоренский. Он в своем исследовании отмечал, что слово «истина» происходит от слова «есть», быть, существовать. Флоренский констатировал, что неслучайно слово «есть» имеет несколько значений: физиологическое – кушать и онтологическое существовать, бытийствовать. В эпоху первобытного общества так и было: есть еда – ты существуешь. Философ утверждал, что понятие истина укорена в бытии, оно глубоко онтологическое понятие.
В учебной философской литературе наиболее часто можно встретить следующее определение истины. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Характеристики истины:
1) объективность (истина соответствует объекту, совпадает с ним);
2) динамичность( истина понятие относительное, меняется со временем. Например, утверждение Демокрита о том, что атом – это неделимая частица, было истинным вплоть до двадцатого века).
В связи с динамичностью истины выделяют ее формы.
Формы истины:
1) абсолютная - полное, исчерпывающее знание о
действительности;
2) относительная - истина, выражающая изменчивость
Знаний.
Единственным критерием истины, согласно философии марксизма, является практическая деятельность человека. Практика - активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности.
Следует отметить, что практику как единственно верный критерий истины признают не все исследователи. В истории философии существуют различные концепции. Представители классической концепции истины (Платон) трактуют истину как соответствие мыслей и высказываний действительности. С их точки зрения, критерием истины выступает чувственно воспринимаемый опыт.
Сторонники концепции когерентности (Нейрат, Гемпель) истину рассматривают как согласованность знаний. Главным критерием истины в этой концепции является согласованность, непротивореичвсть.
Релятивисткий характер истины подчеркивают приверженцы конвенциональной конепции (Пуанкаре, Полани). С их точки зрения, истина – это достигнутое соглашение между исследователями, своеобразный компромисс, существующий в научной среде. В качестве критерия истины, таким образом, рассматривается всеобщее согласие.
Сторнники прагматизма (Джеймс, Рорти) считают критерием истины эффйективность знаний, их практичность. Следовательно, в концепции прагматизма истина интерпретируется как практически полезное знание.
Разные воззрения на истину были у представитлей рационализма и сенсуализма. Если сенсуалисты (Гольбах, Фейербах) критерием истины провозгласили чувственный опыт, то рационалисты (Декарт, Спинноза) – рациональное мышление, которое трактовалось ими как ясное, отчетливое.
Таким образом, в истории философии не существует однозначного определения истины. Это, в первую очередь связано с тем, что исследователи испытываеют определенные трудности в поиске основного критерия истины. Однако наибольшее количество сторонников у классической концепции определения истины.
Истина – не единственное гносеологическое понятие. Теория познания изучает помимо истины такие понятия как правда, ложь, заблуждение.
К понятию истины более близко понятие правды. Но правда не совпадает с истиной, поскольку включает моральную составляющую. Правду можно определить как соединение объективной истины и моральной справедливости. Неслучайно говорят: поступить по правде. Проблему взаимоотношения истины и правды можно рассмотреть на проблеме соотношения моральных и правовых норм.
Понятиям правды и истины противостоят понятия ложь и заблуждение. Ложь и заблуждение – это то, что не соответствует действительности. Однако между этими понятиями есть существенные различия: ложь – это преднамеренное возведение неистинных суждений в истинные, а заблуждение – непреднамеренное. Таким образом, можно дать следующие определения: заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Следовательно, критерий различения между ними – в преднамеренности.
Ложь – это не только аморальное понятие, полскольку, в конечном итоге противостоит добру, справедливости. Ложь тесно связана с обманом, жульничеством, мошеничеством, лжесвидетельствованием. Ложь, таким образом, может оцениваться и с точки зрения права, правовых норм, с позиции неправомерных действий. Например, в уголовном праве существует статья за лжесвидетельствование.
Ложь можно оценивать не только этически, то есть с позиции моральных норм, не только юридически, то есть с позиции правовых норм. Ложь можно оценивать онтологически. Одну из таких попыток предпринял А.И. Солженицын.
А.И. Солженицын в статье «Жить не по лжи!» доказал губительбность лжи, ее донтологическую сущность. Солженицын подметил, что ложь связана с насилием, насилие всегда прекрывается ложью. Пример – тоталитарные режимы в сталинском СССР и фашисткой Германии. На аморальность лжи указывал еще И. Кант, считавший, что человек всегда должен следовать морально-нравственному категориальному императиву. Следовательно, по Канту, человек всегда, при любых обстоятельствах должен говорить правду.
Современные специалисты по социальной психологи и конфликтологии, интерпретируют ложь как мощный конфликтогенный фактор, поскольку она способствует эскалации конфликта, увеличению деструктивной составляющей в конфликтных ситуациях.
Подумайте: существует ли ложь во спасение? Прав ли был Кант, утверждающий, что если жертва в вашем доме нашла убежище, то вам необходимо выдать ее преступнику?
Основной вопрос гносеологии или теории (философии) познания звучит следующим образом: познаваем ли мир? И если познаваем, то что лежит в основе познания?
В истории философии можно выделить следующие гносеологические концепции:
1) гносеологический пессимизм – сомнения в возможности познания мира:
А) скептицизм – мир познаваем, но не до конца, поскольку чувства могут обманывать, на них нельзя положиться, чувства могут вызывать различные ощущения - М. Монтень, Э. Роттердамский. «На вкус и цвет товарищей нет», - гласит народная мудрость.
Б) агностицизм – более сильный, чем скептицизм, вариант гнсеологического пессимизма. Агностики исходят из убеждения, мир не познаваем, поскольку человек может познать феномены – видимые явления, а ноумены – невидимые являения, которые не доступны органам чувств, он познать не может. Некоторые представители агностицизма (субъективные идеалисты) сомневались вообще в возможности познаваемости мира, видя в нем коплекс наших ощущений, деятельность нашего сознания. Иными словами: а кто сказал, что мир, который мы видим, выглядит на самом деле именно так? Кто уверен в том, что цвет, причины существуют объективно, а не являются результатом деятельности сознания? Где разница между сном и явью? Жизнь и сны – это страницы одной книги, - напишет А. Шопенгауэр. С достаточной доли уловности в сторонники агностицизма можно записать таких видных философов как Д. Юма и И. Канта;
2) гносеологический оптимизм — мир в принципе познаваем. Но как?
A) в основном с помощью чувств - сенсуалисты – Т. Гоббс, Д. Локк, Л. Фейербах. К ним можно записать эмпиристов, полагающих, что истина достижима с помощью чувственно воспринимаемого опыта. Например, Ф. Бэкон;
Б) с помощью разума - рационалисты – Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель. Обратите внимание: в основном математики являются сторонниками рационализма, что не случайно, так как все видят дифферернцалы, интегралы, уравнения Бернули. А кто разбирается в этом? Отсюда вывод: чувственное познание явно недостаточно;
B) с помощью интуиции - иррационалисты – Бергсон. С позиции интуитивизма на страницах своих проиведениях выступал А.И. Солженицын. Мыслитель отмечал, что художественная интуиция - верный путь к достижению истины. При этом художественную интуицию Солженицын связывал с тунелем.
Таким образом, в философской литературе нет однозначного ответа на основной вопрос философии о познаваемости мира. Заметим, что вопрос о познаваемости мира тесно связан с онтологической проблематикой. Например, сторнники скептицизма и агностицизма основывают свои гносеологические концепции с помощью субъективного идеализма. Раз сознание человека первично, то именно оно и конструирует материальную действительность: «Я» создает «Не - Я» (Фихте). Такая философская позиция нацеливает человека, с одной стороны, на активность: «действовать! Действовать! Действовать!» (Фихте), «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» (Макаревич), а с другой стороны, служит основанием для волюнтаризма (хрущевская кукурузная компания, компания «Догоним и перегоним Америку»).
Представители гносеологического оптимизма обосновывают свои позиции либо с помощью диалектического материализма (К. Маркс), либо с помощью диалектического идеализма (Гегель).
Не трудно заметить, что представители агностицизма и скептицизма «стоят» на метафизических философских позициях. Например: по Канту, я могу описать, а следовательно, познать внешность человека: его рост, телосложение, цвет глаз и волос, то есть то, что относится к феноменальному миру. Его же духовный мир я постигнуть не могу: это ноумены. Но разве духовный мир человека, его мировоззрение не проявляется в его поведении, не материализуются, не объективируются в нем? Следовательно, феноменальный и ноуменальный миры взаимосвязаны подобно человеку, который смотрится в зеркале и видит свое отражение. Например: если студент систематически опаздывает на занятия, пропускает их по неважительным причинам то, следовательно, знания, учебная деятельность для него не являются ценностью, а самого студента можно охарактеризовать как безответственного, безволевого, безалаюерного, инфантильного человека, не реагирующего на замечания.
Отметим: подобный психологический портрет рано или поздно займет свое достойное место в характеристике, которую напишет классный руководитель этому студенту для предъявления ее в районный военный комиссариат. В свою очередь, призывная комиссия примет соответсвующее решение, распределяя призывника в ВС РФ.
Гносеология связана с профессиональной деятельностью. Поэтому знания, полученные в процессе изучения теории познания, могут быть рассмотрены в контексте корпоративного образования ОАО «Газпром».
Например, чтобы работать в структуре ОАО «Газпром», необходимо иметь ощущение гордости за выбранную профессию, воспринимать ее как нужную, необходимую, ощущать сопричасности к корпорации ОАО «Газпром», осознавать значимость своей профессиональной деятельности, представлять приницп работы ГТУ, КС, знать их понятия, устройство, понимать простые суждения, касающиеся важнейших приницпов эксплуатации.
Особую роль играет абстрактное мышление в профессиональной деятельности работника. Если у работника отсутствует абстрактное мышление, он не сможет «читать схемы», понять принцип работы ГТУ, ротора, компрессорного насоса.
В нестандартных ситуациях работник ОАО «Газпром» должен уметь быстро, гибко, логически рассуждать, делать правильные, грамотные умозаключения. Например, бысро выянить причину снижения давления в газопроводе, предпринять совевременные, адекватные действия в целях предотвращения аварийной ситуации на производстве.
О недопустимости лжи в профессиональной коммуникации можно привести в качестве примера следующий случай. Инженер дал задание сващику заварить свищ, образовавшийся в газопроводе. Сварщик сказал, что работу выполнил. Инженер не проверил. Подали газ. В результате – авария. Отсюда – выводы: 1) ложь может привести к аварийным ситуациям; 2) ложь связана с отсутствием добросовестности, исполнительности, сознательности и других духовных качеств работников.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 380;