Классификация и особенности действия на организм наркотических средств и психотропных веществ

Специфические особенности действия на организм различных наркотиков и психоактивных веществ необходимо знать не только для оказания помощи страдающим наркоманией, но и для разра­ботки программ профилактики этой социальной болезни.

Необходимо, чтобы родители и педагоги располагали сведе­ниями о свойствах и последствиях немедицинского использова­ния наркотиков и других психоактивных веществ, чтобы предуп­редить или вовремя остановить потребление детьми любых ин­токсикантов.

На первый взгляд, основные проявления наркоманий (токсико­маний) имеют много общего. Например, каждый из интоксикантов разрушает организм и в короткие сроки приводит их потребителей к трагическим последствиям. Общее также в том, что на первых порах прием наркотиков создает иллюзию освобождения от земных трудностей и проблем, оттого и появляется у слабовольного чело­века желание вновь и вновь пережить «блаженство», достающееся ему «даром», без затрат собственной энергии, без борьбы и труда.

В то же время каждое наркотическое средство отличается суще­ственными, свойственными только ему особенностями воздействия на организм человека в зависимости от биохимической природы активного начала в составе конкретного наркотика.

Именно специфика воздействия различных интоксикантов на организм человека положена в основу Международной классифи­кации наркотиков и психотропных веществ. В соответствии с этим документом, различают следующие их группы:

1. препараты опия;

2. снотворные и седативные средства;

3. кокаин;

4. препараты индийской конопли;

5. психостимуляторы;

6. галлюциногены.

Галлюциногены (психоделики, психотомиметические средства) — химические вещества естественного или искусственного происхож­дения, вызывающие состояния измененного сознания — галлюци­нации (акустические и снеговые эффекты, абарактные образы, грезоподобные видения сложных геометрических построений, по­теря чувства реальности и способности ориентироваться в про­странстве, нарушение мышления и привычных ощущений). Осо­бенно характерны состояния «растворения в пространстве», ис­чезновение перспективы.

Галлюциногены растительного происхождения в течение мно­гих веков использовались во время проведения религиозных риту­алов с целью вхождения в состояние транса для общения с «иными реальностями». Новый всплеск интереса к галлюциногенам про­изошел в послевоенные годы в США в связи с получением искус­ственных (синтетических) галлюциногенов, прежде всего ЛСД — диэтиламида лизергиновой кислоты.

К галлюциногенам относят более 100 натуральных и синтези­рованных наркотических средств. Натуральные психоделики содер­жатся во многих растениях. Самые известные из них — алкалоид мескалин, получаемый из мексиканского кактуса пейотла; псилоцибин — алкалоид мексиканского гриба теонанакатла; алкалоид гармин, содержащийся в сирийской руте, семена которой древние греки применяли для опьянения; алкалоид атропин, добываемый из растений семейства пасленовых и др. Народы российского Се­вера (чукчи, эвенки и др.) используют в качестве галлюциногена отваренные грибы мухоморы.

Из синтетических психоделиков наибольшее распространение получили ЛСД (галлюциногенная активность которого в сотни раз превышает действие психоделиков растительного происхождения), затем — дипропилтриптамин (ДПТ), а также фенциклидин и за­менители амфетаминов.

До распада СССР абсолютное большинство российских потребителей наркотиков не было знакомо с синтетическими психоделиками. Но в последнее время интерес молодежи, ориентирован­ной на западные ценности, в частности к ЛСД-культуре, заметно возрос. Мотивы: истинная, а чаще мнимая невозможность иными способами преодолеть личный духовный кризис, а также стремле­ние путем искусственной стимуляции добиться повышения соб­ственных творческих способностей. Однако некоторые из поклон­ников ЛСД уже успели убедиться, что использование психодели­ков может привести только к обратным результатам.

Во время приема галлюциногенов наркоман чаще всего вос­принимает как реальность фантастические картины, звуковые и вкусовые ощущения, испытывая одновременно и страх, и восторг. Из памяти освобождается информация, сохраняемая на бессозна­тельном уровне. Может внезапно, как озарение, прийти понима­ние смысла сложных философских или религиозных проблем. Иног­да в процессе интоксикации галлюциногенными препаратами у человека появляется мысль о том, что он сошел с ума, а через некоторое время ему кажется, что он полностью изменился как личность, что у него появилось новое самосознание, а его твор­ческие возможности беспредельны. Очень часто систематический прием психоделиков заканчивается психозом.

Малые дозы некоторых препаратов, в частности кетамина, вы­зывают оцепенение, нарушение координации, оказывают угнетаю­щее действие на центральную нервную систему. А в больших дозах тот же препарат оказывает возбуждающее действие. Наркоману чу­дится преследование, он становится агрессивным, его действия непредсказуемы и могут перейти в насилие. Поскольку психодели­ки оказывают на принявшего их человека обезболивающее действие, то в приступе агрессии он, не ощущая боли, может не только все крушить вокруг, но способен и себе нанести серьезные травмы. Некоторые галлюциногены могут вызвать не только стойкий бред, но и спровоцировать шизофрению по типу делирия.

Особенность наркотиков этой группы еще и в том, что при их приеме не возникает физической зависимости, а психическая фор­мируется редко. В виде исключения проявляется эйфория. Быстро развивается и исчезает за 2-3 дня толерантность.

Объективные признаки интоксикации галлю­циногенами: расширенные зрачки, «пелена перед глазами» — неотчетливое восприятие окружающего, высокое артериальное дав­ление, частый пульс, сердцебиение, повышение температуры тела, потливость, дрожание рук, нарушение координации движений. 

Токсикомания ингалянтами (летучими органическими растворите­лями). Ингалянты — это летучие наркотически действующие вещества, содержащиеся в средствах технической и бытовой химии и используемые для опьянения.

К этой группе относят жидкость для заправки зажигалок, керосин, газолин, вяжущие вещества, изготовленные на основе пластика и резины, резиновый, самолетный и другие виды хозяйственного клея, растворители нитрокрасок, жидкость для снятия лака с ногтей, лаки, краски, эмали, пятновыводите­ли, очистители, полироли, различные аэрозоли, амилнитрит, бутилнитрит, моющие жидкости.

В составе перечисленных ингалянтов содержатся следующие активные ингредиенты: бензин, ацетон, толуол, бензол, ксило­лы, кетоны, этиловый и метиловый эфиры, метиленовый, а так­же изопропиловый спирты, ароматические и алифатические угле­водороды, галогенизированные (трихлорэтилен) и фторирован­ные (дифторметан и трифторметан) углеводороды.

Доступность и дешевизна этих токсических средств, возмож­ность приобретения их в любом хозяйственном магазине спо­собствовали вовлечению подростков и даже 6-8-летних детей в опыты по испытанию на себе «сказочного» действия интокси­кантов. Как правило, в круг подростков-токсикоманов входят дети из неблагополучных семей, низкого уровня развития, у которых ро­дители злоупотребляют алкоголем. Но бывают и исключения. Наркотизируются ингалянтами подростки, как правило, в группе. Способ введения интоксикантов в организм — нюхание, вдыха­ние. Отсюда и термин — «нюхальщик».

После нескольких вдыха­ний паров летучих органических растворителей наступает опьяне­ние подростка, которое длится не более 15-30 мин. Повторное вдыхание увеличивает время опьянения до 1,5-2 ч. Количество вдыханий определяет сам нюхальщик: при возникновении тошно­ты, головной боли, затрудненного дыхания вдыхание обычно пре­кращается.

Опьянение ингалянтами на первой фазе их действия напоми­нает интоксикацию алкоголем: поднимается настроение, появля­ются легкое головокружение и приятный шум в голове, а также чувство тепла и расслабленности. В некоторых случаях на первой фазе опьянения подросток может испытывать страх. И тогда он прекращает вдыхание паров ингалянта. Но при многократном его вдыхании страх исчезает, что позволяет увеличить дозу ингалянта и продлить период интоксикации, чтобы достичь второй стадии опьянения. На этом этапе у подростков проявляется беспечность, сопровождаемая благодушным весельем. Они смеются и поют. В теле ощущается невесомость, а руки и ноги могут казаться то очень длинными, то укороченными. Несмотря на прилив сил, нарушает­ся координация движений, поэтому возможны падения, вызываю­щие смех. Речь становится невнятной. Агрессивных действий, как правило, не наблюдается.

На следующей фазе опьянения появляются зрительные галлю­цинации, иногда повторяющиеся по своему содержанию много­кратно (это так называемый «свой глюк»). Часто возникают неот­четливость зрения, двоение в глазах, а также слуховые галлюцина­ции, выражающиеся в изменении громкости звука, звоне коло­кольчиков, гудках, непривычном шуме и т.д. Исчезает привычное восприятие своего тела и самого себя в целом. Токсикоман может ощущать себя в полете, падении, состоянии «свободного паре­ния». Он видит свое тело как бы изнутри, а иногда ему представля­ется, как от тела отделяются его части.

Интоксикация ингалянтами активизирует сексуальное влече­ние, которое удовлетворяется любым путем, чаще всего — гомо­сексуальным.

После прекращения действия интоксиканта возникает ощуще­ние дискомфорта: вялость, усталость, неспособность сосредото­читься.

Несмотря на интерес к ингалянтам, наблюдаемый у значитель­ной части подростков, далеко не у всех из них формируется зави­симость. Многие из начинающих не переносят запаха ингалянтов, а первые попытки вдыхания их паров вызывают тошноту, рвоту, невыносимую головную боль.

Наркологи утверждают, что приобщению подростков к нюхачеству способствуют различные психические отклонения, предшествовавшие токсикомании. Несомненным стимулирующим фак­тором признается их ранняя алкоголизация. Характерно, что с раз­витием токсикомании подростки перестают принимать спиртное, предпочитая действие ингалянтов.

Объективные признаки токсикомании. От одежды и волос ис­ходит характерный запах, свойственный употребляемому ингалянту, тот же запах легко обнаружить в выдыхаемом подростком воздухе. Дома появляются пустые и полные флаконы, тюбики, бутылки и баллоны с различными средствами бытовой химии. В карманах одежды, в школьном ранце постоянно находится емкость с лету­чим токсическим веществом и различные «вспомогательные» пред­меты: тряпки, вата, трубки, целлофановые пакеты, от которых исходит тот же запах. Употребляемые подростком препараты ос­тавляют на лице внешние следы: сыпь вокруг рта и носа, раздра­жение век и глаз. Если подросток выбривает часть волос или все волосы, чтобы всасывание паров ингалянта происходило через кожу, то в месте прикладывания тряпки с растворителем кожа покрасневшая, сильно раздраженная. Педагоги и родители долж­ны обратить внимание на то, как изменился внешний вид под­ростка (ребенка) — он выглядит исхудавшим, бледным, неряш­ливым, пренебрегает правилами гигиены, у него пропал аппетит, нарушен сон, повышены утомляемость, раздражительность и плак­сивость, что раньше не было ему присуще.

Таким образом, наркомания и токсико­мания — это тяжелые, опасные для жизни болезни. Молодежь, подростки (а иногда и дети), проявляющие инте­рес к наркотическим и токсикоманическим средствам, составля­ют группу риска. Поэтому задача взрослых, в первую очередь педагогов, уберечь молодое поколение от беды. А это возможно лишь в случае грамотности в этом вопросе и принятия своевременных мер предупреждения бед­ствия, постигшего Россию в конце XX в. Чтобы достичь успеха в этой борьбе, необходимо разобраться в причинах, обусловивших небывало высокие темпы развития этого негативного явления в нашей стране и определить главные направления на пути его пре­одоления.

 








Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1048;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.