Краткое описание динамики взаимодействия членов группы на разных стадиях создания коллективной композиции.
Первая стадия: «формирование границ». Обособленная работа участников группы над созданием индивидуальных рисунков на общем пространстве листа. Высокая степень контроля над изобразительным процессом. Индивидуальные рисунки отражают конвенциональные, связанные с темой представления и актуальный для членов группы опыт социальных отношений. Ориентация на внутриличностные процессы и высокие эстетические качества изображения. Проективно- знаковый способ коммуникации. «Дипломатичная» и несколько скучная атмосфера в группе.
Вторая стадия: «преодоление границ». Попытки выхода за границы индивидуальных рисунков, «вторжения» в рисунки друг друга и более тесного взаимодействия. Снижение степени контроля ситуации и изобразительной деятельности. Работа приобретает менее предсказуемый характер. Рост эмоциональной вовлеченности членов группы в процесс художественной экспрессии, проявление любопытства, досады, обиды, раздражения, гнева, симпатии и т. д. Художественные образы отражают более широкую гамму переживаний и ассоциаций с темой, а также семейный опыт, отношения с отцом, матерью, сиблингами. Коммуникация имеет не только внутриличностную, но и межличностную, а в отдельных случаях — и общегрупповую направленность. Использование более широкой гаммы материалов, в том числе объемных. Использование не только проективно-символического и вербального, но и сенсомоторного (движение, голосовая экспрессия) и драматически-ролевого способов коммуникации. Более активное применение воды или иных «связывающих» или «растворяющих» агентов (как в прямом, так и в переносном смыслах).
Третья стадия: «хаос». Наиболее тесное взаимодействие членов группы в процессе художественной экспрессии, в то же время отдельные члены группы всеми силами пытаются защитить личные границы или выходят из процесса. «Размывание» или «растворение» границ индивидуальных образов. Нарастание спонтанности реакций и поведения участников. Утрата контроля над процессом. Во многих случаях также утрата упорядоченности работы и появление ощущения ее «хаотичности», «перенасыщенности» и «полифоничности». Образы отражают не только опыт социальных отношений, но и переносов аллопсихических, соматопсихических и аутопсихических проекций, а также примордиальный опыт. Преимущественно общегрупповая и межличностная направленность коммуникации. Максимально широкий диапазон различных способов. Выражение сильных чувств, в том числе тревоги, гнева, агрессии, радости, переживание экстаза. Попытки деструкции, в одних случаях имеющие открытый и наиболее драматический характер, в других случаях — имеющие более «мягкий», «символический» характер. Ритуальный характер действий, в том числе исполнение ритуала «жертвоприношения»; проявление феноменов идентификации с «жертвой». Использование огня (в виде изображения, зажигания свечи, поджигания отдельных элементов коллективной работы). Связь работы с окружающим пространством и ее восприятие в качестве микрокосмоса. Попытки изменения уровня освещенности в помещении. Сакрализация процесса и созданной членами группы коллективной композиции.
Четвертая стадия: «упорядочение хаоса». Снижение драматического и экстатического характера переживаний участников и возникновение состояния созерцательности с попытками обнаружения скрытого порядка работы. Более или менее длительный процесс постепенной интеграции связанных с работой разнообразных чувств, мыслей и ассоциаций. Проработки собственных проблем. Встраивание работы в мифопоэтический контекст путем использования художественных описаний, привлечения разнообразных текстов и образов — мифологических, религиозных и т. д. Осознание смысла работы, ее связи с внутриличностными, межличностными и общегрупповыми процессами. Интернализация опыта создания коллективной композиции с последующим дистанцированием от работы.
Для оценки внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений большую ценность может иметь использование тех или иных моделей и систем их описания.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 710;