Учение о правовых семьях
В настоящее время вопрос о классификации правовых систем современности приобретает большее, чем когда бы то ни было ранее, значение. Об этом говорят даже чисто количественные показатели. В XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти втрое и ныне приближается к двумстам.
Но дело, разумеется, не сводится лишь к количественным изменениям. Сложность правовой классификации не только в бесконеч-
ном многообразии национальных правовых систем, но и в том, что неравномерность социального и исторического развития обусловливает возможность существования на одном синхронном срезе разных стадий правового развития.
В юридической компаративистике различают два разных понятия правовой системы – узкое и широкое: под узким понимают национальное право, а под правовой системой в широком смысле – более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность происхождения источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития. В связи с этим компаративисты мира проводят сравнение с мировыми религиями, каждая из которых, например христианство, ислам, буддизм, основана на фундаментальном единстве, что, однако, не исключает наличия в ее рамках сект, культов, толков. Как уже говорилось, терминология во втором случае разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К. Цвайгерт, К.-Х. Эберт, М. Рейнстайн – «правовые круги». Термин «правовая семья» наиболее распространен в компаративистской литературе.
Работ, посвященных собственно учению о правовых семьях, очень мало. При всем многообразии и многочисленности имеющихся позиций и точек зрения можно (разумеется, весьма условно) выделить в послевоенной юридической компаративистике два основных направления классификации правовых систем современности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями. Первое направление наиболее ярко представлено в концепции правовых семей Р. Давида, второе – в концепции «правового стиля» К. Цвайгерта.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (романо-германская, англосаксонская, социалистическая), к которым примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты под названием «религиозные и традиционные системы». В основе его классификации лежат два критерия: идеологический (сюда Давид относит фактор религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы не изолированно, а в совокупности. Классификация Р. Давида пользовалась значительной популярностью в юридической науке. Преподавание учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется в соответствии с этой классификацией. В 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права» Р. Давид различал: западные правовые системы (т.е. англосаксонские
и романо-германские), в основе которых лежат принципы христианской морали, либеральной демократии и капиталистической экономики; социалистические правовые системы, основанные на социалистической экономике и соответствующих ей политических, социальных и моральных принципах; правовую систему ислама, которая покоится на религиозной основе; индусскую правовую систему, имеющую специфическую философскую окраску; наконец, китайскую правовую систему.
Наиболее известным представителем второго направления является К. Цвайгерт. Уже около 40 лет выдвигает он в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль». Исходя из того что отдельные правопорядки и целые группы правопорядков обладают, с его точки зрения, своим определенным стилем, сравнительное правоведение стремится выявить эти правовые стили, произвести их группировку в правовые круги и разместить отдельные правопорядки в этих правовых кругах в зависимости от решающих стилевых элементов, стилевыражающих факторов. Наиболее полно учение о «правовых стилях» изложено в работе К. Цвайгерта (в соавторстве с Г. Кётцем) «Введение в правовое сравнение в области частного права». «Стиль права» как критерий для классификации правовых систем складывается, по его мнению, из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе Цвайгерт различал восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право. Эта классификация не оригинальна и основывается на классификации, выдвинутой в 1950 г. П. Армижоном, Б. Нольде и М. Вольфом в трехтомном курсе сравнительного права. Классификации К. Цвайгерта придерживается и К.-Х. Эберт.
К.-Х. Эберт обращается к теории этноисторического формирования правовых систем как к одной из возможных «рабочих схем разграничения и упорядочения правовых систем». На основе этой теории он, как и К. Цвайгерт, выделяет пять основных группирующих факторов, определяющих «общий правовой стиль» той или иной правовой системы. Он подчеркивает, что, согласно этноисторической теории, для каждой правовой семьи (правового круга) характерно господство той или иной правовой идеи, или правопорядка. Так, в романской системе им является французский Code Civil, в германской – ГГУ 1897 г., в англо-американской – английское Common Law, в дальне-
восточной – конфуцианская теория права и т.д. Далее, при рассмотрении отдельных правовых семей, он придерживается классификации Цвайгерта.
Следует указать на достижения сравнительного правоведения в учении о правовых семьях. На основе огромного фактологического материала, полученного в ходе изучения многих национальных правовых систем, во второй половине XX столетия отдельные компаративисты перешли к созданию обобщающих работ, дающих в более или менее сжатой форме глобальную панораму права в современном мире. Можно, конечно, спорить о том, в какой мере эта панорама отвечает реальной правовой действительности. Однако несомненно то обстоятельство, что мы имеем дело с содержательными попытками рассмотреть в рамках одной или двух книг основные правовые системы современности, причем эти попытки основаны на богатом фактическом материале, поданном в концентрированной и хорошо систематизированной форме. К числу таких работ можно отнести книги М. Анселя, Р. Давида, А. Тэнка, К. Цвайгерта и Г. Кётца, В. Кнаппа, В. Златеску.
Литература
1. Апсель М. Новая социальная защита: Гуманистическое движение в уго ловной политике. М., 1970.
2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.
3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ ности. М., 1996.
4. Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. № 5.
5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.
6. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1985.
7. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.
8. Саидов А.Х. Типология и классификация правовых систем современ ности // Правоведение. 1985. № 2.
9. Супатаев М.А. Опыт классификации правовых систем освободившихся стран // Сов. государство и право. 1988. № 12.
10.Тише А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дис циплинах. М., 1978.
11.Constantinesco L.-J. Traite de droit compare. P., 1983. Vol. 3.
12.David R. Traite elementaire de droit civil compare. P., 1950.
13.EbertK.-H. Rechtsvergleichung: Einffihrung in die Grundlagen. Bern, 1978.
14.Eorsi G. Comparative Civil (Private) Law. Budapest, 1979.
15. Fromont M. Grands systemes de droits etrangers. H, 1994.
16. Hazard J. Socialist Legal Models for Africa. Legal Theory – Comparative Law. Budapest, 1984.
17. International Encyclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1970. Vol. II. Chap. I.
18. Krislov S. The Concept of Families of Law // Legal Systems and Social Systems. L., etc., 1985.
19. L'enseignement du droit compare. P., 1998.
20. Malmstrbm A. The System of Legal Systems: Notes on a Problem of Clas sification in Comparative Law // Scandinavian Studies in Law. 1969. Vol. 13.
21. Podgurecki A. Social Systems and Legal Systems: Criteria for Classifica tion // Legal Systems and Social Systems. L., etc., 1985.
22. Rodiere R. Introduction en droit compare. P., 1979.
23. SchnitzerA. Verglcichcnde Rechtslehre. Basel I, 1981. Bd. I.
24. Van der Helm A.J., Meyer V.M. Comparer en droit. Essai methodologique. Strasbourg, 1991.
25. Wigmore J.H. A Panorama of the World's Legal Systems. Seint Paul, 1928. Vol. 1-3.
26. Zaitay I. Bcitragc zur Rechtsvergleichung. Tubingen, 1976.
27. Zweigert K., Kotz H. Einfuhrug in die Rechtsvergleichung auf dem Gebiete des Privatrechts. Tubingen, 1961-1969. Bd. 1, 2.
Некогда всеобщая правовая наука деградирует, будучи ограниченной национально-государственными рамками. Границы научных исследований совпадают с политическими границами. Унизительная недостойная форма существования науки! Но только от нее самой зависит, перешагнуть ли через ограничения и вернуть себе навсегда утраченную всеобщность, которой та так долго обладала, но уже в форме сравнительного правоведения.
Рудольф Иеринг, немецкий юрист
Сравнительное право полезно для взаимопонимания между народами и создания наилучшего режима отношений в международной жизни.
Рене Давид, французский компаративист
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 589;