Теория социального действия М. Вебера
Социология, по мнению М. Вебера, есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Иными словами, социальное действие составляет основу предмета изучения социологии.
М. Вебер социальным называет такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Таким образом, социальное действие включает в себя два момента: во-первых, осмысленность; во-вторых, ориентацию на других.
Не всякое действие, говорит М. Вебер, является социальным. Например, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие). Если на улице идет дождь и люди одновременно раскрывают зонты, то это вовсе не означает, что индивиды ориентируют свои поступки на действия других людей. Просто их поведение в равной мере вызвано потребностью спрятаться от дождя. Если велосипедист ехал по лесу и врезался в дерево – это также несоциальное действие, а если он столкнулся с другим велосипедистом, и они начали выяснять, кто был прав, а кто виноват, кто не уступил дорогу, то их действия, направленные друг на друга, будут социальными.
М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное;
2) ценностно-рациональное;
3) традиционное;
4) аффективное.
Целерациональное действие – это действие, в основе которого лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Примерами целерационального действия могут быть действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу и т.д. Целерациональное действие всегда предполагает наличие ясной цели и применение соответствующих (разумных, эффективных) средств ее достижения.
Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Примерами такого действия может служить поведение капитана, который остается на судне до конца при крушении, вызов обидчика на дуэль и т.д. Действуя ценностно-рационально, человек не стремится к какой-либо заранее намеченной цели, он действует, исходя из какой-либо ценности (честь, справедливость, вера в бога и т.д.).
Традиционное действие – это действие, основанное на длительной привычке. Данный тип действия связан с обычаями, верованиями и т.д. Субъект действия ведет себя «как обычно», действует сообразно привычке. Он не имеет четкой цели и не руководствуется какой-либо ценностью. Например, пожелание здоровья при встрече, счастья – при расставании и т.п.
Аффективное действие – это действие, обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Аффективное действие «находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение». Например, вспышка гнева из-за пустяка. Аффективное действие не предполагает ясную цель, какую-либо ценность или привычку, оно основано на эмоциональной реакции индивида в определенных обстоятельствах.
Аффективное и традиционное действия не рассматривались М. Вебером как социальные действия в строгом смысле слова, так как здесь не просматривается осознанный, положенный в основу действия смысл. Целерациональное и ценностно-рациональные действия – полноценные социальные действия.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 15346;