Отражение в музыкальном искусстве ритмов эпохи
1920-е годы были временем становления советской симфонической музыки, основанной на синтезе классицистических традиций и новых революционных мотивов («Траурная ода» Александра Крейна, посвященная смерти Ленина, и «Симфонический монумент 1905-1917» Михаила Гнесина). Музыкальное искусство, отвечая требованиям времени, стало массовым. Советской революционной песне в условиях Гражданской войны придавалось особое значение. В 20-е годы были популярны мотивы «Расстрел коммунаров», «Смело в бой мы пойдем», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», позднее — песни из популярных кинофильмов. В годы НЭПа приобрели популярность веселые легкие песни. До наших дней дошли «Бублички», «Лимончики», «Мурка» (автор стихов Яков Ядов). Популярными становятся хоровые кружки народной самодеятельности.
В 1930-е годы активно развивается песенное творчество. Жанр массовой песни охватил даже оперную, симфоническую музыку. Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые, но в то же время проникнутые светлой лиричностью песни Александра Александрова («По долинам и по взгорьям», «Бейте с неба, самолёты»), Исаака Дунаевского («Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Песня о Каховке»), Матвея Блантера («Катюша»), Даниила и Дмитрия Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), с их звонким весельем и особой оптимистической энергией. Появляются песни, посвящённые жизни колхозной деревни: «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье» (комп. Владимир Захаров).
Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами Михаилом Исаковским, Василием Лебедевым-Кумачом, Виктором Гусевым, Алексеем Сурковым и другими. Популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Призыв Сталина к созданию «советской оперной классики» привёл к раскрытию творчества новых талантливых композиторов, которых обогатили оперное искусство реалистическими произведениями на современную тему Ивана Дзержинского, Бориса Асафьева, Рейнгольда Глиэра, Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского, вернувшегося из эмиграции Сергея Прокофьева. Установка партии на обращение к великой русской истории выразилась в возрождении оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В 1939 г. она была поставлена в Большом театре под названием «Иван Сусанин». Новая постановка (либретто Сергея Городецкого) раскрыла народно-героическую сущность этого произведения.
В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов. Усилившиеся реалистические тенденции нашли отражение в темах, посвященных динамичной современности и великой русской истории. С.С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский» и симфоническую сказку «Петя и волк», Дмитрий Шостакович — грандиозные по глубине содержания 5-ю и 6-ю симфонии, музыку к кинофильму «Встречный», Юрий Шапорин – симфонию-кантату «На поле Куликовом», Арам Хачатурян – 1-ю симфонию, фортепианный и скрипичный концерты и балет «Гаянэ».
В 20-30-е годы на сцене театра выступали выдающиеся певцы — Василий Петров, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова и другие.
В 30-е годы восходит звезда легендарного артиста эстрады Леонида Утёсова. В 1934 г. он снялся в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» со своим оркестром «ТЕА-джаз», что принесло ему любовь зрителей на многие десятилетия. В 1937 г. джаз-оркестр Утесова представил программу «Песни моей Родины», которая шла вплоть до 1941 г.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 362;