Основные категории текста
Основные признаки текста – цельность и связность. Они неразрывно связаны и накладываются друг на друга. Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте. Понятие цельности текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации, а понятие связности - к форме, структурной организации. Различают локальную и глобальную связность.
· Локальная связность - связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Она определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и т.д.).
· Глобальная связность - то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Она проявляется через ключевые слова.
Цельность текста - это прежде всего единство тематическое, концептуальное, модальное. Смысловая цельность заключается в единстве темы - микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов, в том силе через их синонимы, через повторную номинацию. Единство темы обеспечивается тождеством референции, т.е. соотношением слов с одним и тем же предметом изображения. С единством темы связано явление импликации, основанное на ситуативных связях, когда наличие одних предметов предполагает наличие и других, ситуативно связанных с ними.
Связующим элементом текста на уровне содержания является и авторская позиция. Для художественного текста это «образ автора» (по терминологии В.В. Виноградова), для нехудожественного - авторская концепция, точка зрения. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет целостность текста.
Еще один признак текста – его информативность. Информация как основная категория текста бывает нескольких видов: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая.
· Содержательно-фактуальная информация – сообщения о фактах, событиях и процессах, происходивших или происходящих. Это могут быть сведения о гипотезах, выдвигаемых учеными и т.д. Эта информация всегда эксплицитна, т.е. выражена вербально. Единицы языка при этом употребляются в своих основных значениях.
· Содержательно-концептуальная информация передает авторское понимание отношений между описываемыми явлениями, их значимости. Эта информация извлекается из всего произведения и является творческим переосмыслением указанных отношений, фактов, событий. Эта информация не всегда выражена открыто, она требует различных толкований. Чаще всего этот вид информации встречается в художественном тексте.
· Содержательно-подтекстовая информация – скрытая. Она извлекается из содержательно-фактуальной информации благодаря наличию у единиц языка ассоциативных и коннотативных значений. Эта информация факультативна.
Грамматическая категория информативности как обязательный признак текста может проявляться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не дает ничего нового, до концептуальной, когда для ее выявления нужно подвергнуть текст тщательному анализу.
Таким образом, текст состоится, если он обладает информативностью, связностью и цельностью. Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте. В плане выражения текст может быть «связным», но в плане содержания - абсурдным. «Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка - одна из самых старых улиц Москвы. Москва - центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги - артерии народного хозяйства».
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 961;