Критика ортодоксальной исторической школы права в трудах Р. Иеринга (не лекция)
Иеринг (1818-1892), будучи воспитанным на учениях исторической школы права , несколько лет находился под их влиянием. Вслед за теоретиками этой школы он признавал только исторический подход и никакое право, кроме положительного.
Вместо органического развития, Иеринг защищал теологическое – развитие через такую категорию, как “цель”, развитие путем борьбы противоположных интересов. «Эта борьба везде и она тяжела».
Написал работу “Борьба за право”. Развитие права происходит закономерно, также как и развитие языка. Но вот способ и воля совершенно различны. Человеческий дух, изучая язык, не встречает никакого сопротивления. Между тем как в области права сталкиваются разнообразные человеческие цели (стремления, интересы).
Развивающемуся праву нужно вечно искать и пробовать, а нашедши путь, рушить препятствия, преграждающие движению. Эти препятствия – человеческие интересы, срастающиеся с определенными правовыми институтами. Праву приходиться выдерживать борьбу, затягивающуюся на несколько десятилетий. Высшая борьба – где указанные интересы приняли форму преобразованных прав. Здесь идея права приходит в конфликт сама с собой.
Жизнь права – есть борьба.
Борьба – есть работа права. Данная мысль является у Иеринга основной.
Если признать, что право развивается само собой, то человеку остается только сидеть и ждать. В области где человек должен действовать, органическая теория права убаюкивает его и призывает к бездействию. Напротив, если понимать развитие права как борьбу, то эта борьба ведется во имя лучшего права, права, долженствующего быть.
Иеринг выводит теорию деятельного участия человека в борьбе за право: «Только в борьбе обретешь ты право свое». Иеринг отверг и теорию о национальном характере права. «Дух римского права на различных ступенях его развития» сочинение, в котором критикуется национальная теория. Иеринг указывает на факт рецепции права, с которым не смогла справиться историческая школа права. Заимствование составляет такое же необходимое явление как развитие собственных начал. Препятствовать заимствованию и обрекать организм только на развитие изнутри, значит убивать его.
Иеригн отмечает, что если в древности развитие права основывалось на местном, национальном уровне, то в настоящее время стоит говорить о преобладании теории универсальности.
Общее и для Иеринга и школы естественного права:
1. Энергичная защита закона как высшей по сравнению с правом формы. Закон более соответствует потребностям народа.
2. Признание творческой роли личности, универсальных начал в развитии права. Присутствуют прогрессивные стремления –противоположность национальному консерватизму исторической школы.
Произведение: “Дух римского права”. Сущность права – есть свобода. Личность – есть самоцель. Права личности предоставляются не милостью всемогущего государства, а принадлежат человеку в силу того, что он есть человек.
Иеринг исправил ряд ошибок исторической школы права и внес в юриспруденцию много ценного, так как идея прогресса получает у Иеринга особое выражение.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 913;