Основные направления политической мысли в период образования Русского централизованного государства.
Социальные явления, которые к этому привели:
1) Объединение в единое централизованное государство русских земель вокруг Москвы
2) княжеско-боярская оппозиция объединилась
3) закрепощение крестьян и связанное с этим сопротивление народа
Эти факторы предопределили содержание политической мысли:
- проблемы происхождения русских князей
- правомерность их династических притязаний
- взаимоотношения между светским и духовными властями
Москва ревностно отстаивала свою независимость. Это нашло отражение в повести "О флорентийском соборе": защищается идея преемственности власти византийским императором и московскими князями. По мнению автора, Иоанн Палеолог, согласившись на унию с католической церковью, лишился права считаться защитником православной веры. Единственным ее защитником стали московские князья. После собора в российских церковных кругах - недоверие к грекам. Стали себя осознавать единым носителем Христовой веры в ее чистом виде. Российский царь получил право рассматривать свою власть как полученную от Бога. Когда Византия пала, эта мысль стала еще настойчивей. "Сказания о князьях Владимирских" - как выбрали Рюрика - мысль о происхождении русских князей от римских императоров - они могли претендовать на царский титул, т.к. потомки императорского рода. К концу 15 в монах Филофей пишет труд "Москва - 3-й Рим". Вся история человечества - история трех царств:
1 - Древний Рим пал из-за язычества
2-ой Рим - Константинополь пал т.к. изменил делу православия
3-ий Рим-Москва, т.к. хранила во всей чистоте христианскую веру.
4-му Риму не бывать, когда падет 3 - конец мира.
Он обусловлен легитимностью царской власти - царь - потомок бога и его слуга, нельзя ему противостоять, но и он должен заботиться о подданных и наказывать за зло. Православная церковь подчинилась светской власти, но сохранила право говорить владыкам правду. Законы - лишь часть этой правды, они поддерживаются силой власти и основаны на божественных заповедях. Беззаконие - всякое безнравственное деяние. Основная мысль - русское государство выбрано для защиты православной веры. Как официальная доктрина теория не была воспринята, но пользовалась широкой популярностью.
Возвышение царской власти над удельными князьями было возможно только при помощи обоснования теологических свойств верховенства, эту проблему решили при помощи церкви - Иосиф Володский (Иван Санин) "Просветитель", "Множество посланий". В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности. «Когда царская власть стремилась ограничить мощь церкви и ставила вопрос о передаче монастырских земель государству, он подчинил государственную власть церковной власти. Нужно ограничить власть государственную духовным контролем, т.к. государь - человек и может ошибаться, а божественная воля не может быть ошибочной».
В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь государству. Царь - над всеми, но он должен и защищать всех. Он должен быть защитником веры. В этом вопросе Санин проявил нетерпимость к инакомыслию. Требуя защиту веры связать с требованием защиты церковного имуществ. Имущество церкви – имущество Бога, всякое покушение на него - покушение на божеское => обосновал законность монастырских земель.
Его противник Нил Сорский (инок белозерского монастыря). В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню). «Монастырям не подобает заниматься мирской суетой, задача церкви в помощи человеку преодолеть страсти, а земли ей вовсе незачем». Идеал - в христианской общине, где общая собственность и обязанность труда. Государство не может вмешиваться в дела веры.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1163;